Неожиданное признание Киссинджера и доказательство подъема России с колен

Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер предостерег от начала новой «холодной войны» и отметил необходимость признать ошибку Запада в отношении России

Фото: Global Look Press

Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер предостерег от начала новой «холодной войны» и отметил необходимость признать ошибку Запада в отношении России: «Европа и США не поняли значения событий, которые начались с переговоров об экономических отношениях Украины и Евросоюза, а затем вылились в демонстрации», — заявил он.

Заявление «акулы» американской внешней политики Киссинджера о России лишний раз доказывает, что действия России в минувшем году имели колоссальное значение и непосредственно затрагивают интересы Соединенных Штатов. Более того, ситуация явно развивается не по сценарию США и требует определённого охлаждения. Понимает это далеко не только бывший госсекретарь Генри Киссинджер, но и госсекретарь нынешний — Джон Керри по случаю 25-летия падения Берлинской стены опубликовал статью, в которой подчеркнул важность сотрудничества России и Запада в решении глобальных проблем.

[:same:]

Одной из ключевых задач США на геополитическом поприще является сохранение собственного главенствующего положения в мире за счет поддержания баланса сил в различных регионах. Пакистан и Индия, Япония и Китай, Ирак и Иран, — всё это примеры противоположных полюсов, играя на противоречиях которых, Соединенные Штаты стремятся достигать необходимого результата — недопущение появления силы, которая в обозримой перспективе смогла бы бросить вызов глобальному авторитету США.

Разумеется, что Россия своими действиями этот баланс разрушает, превращаясь в ощутимый полюс противодействия Америке, не желая в своих поступках оглядываться на мнение западных партнеров. Так в чем же ошиблись американские друзья?

С того времени, как в мире осталась лишь одна сверхдержава, зигзаги внешней политики США много где зашли куда-то не совсем туда. Региональный баланс сил в ряде частей света далек от равновесия. Так, из перечисленных выше пар разве что Япония и Китай выглядят сегодня сколько-нибудь балансирующими друг друга. Пакистан настолько ослаб, что не может быть в нынешнем состоянии противовесом Индии. Что же касается Ирака, то здесь Америка сама создала условия, при которых эта страна не способна быть противовесом ровным счетом никому. Ошибок много, так что нужно искать новые решения.

В отношении России тоже выстраивалась система противовесов, заключающаяся в принятии новых членов в НАТО в непосредственной близости от наших границ. Символично, что Киссинджер и Керри затронули эту проблему в годовщину падения Берлинской стены. Когда СССР контролировал Восточную Германию, расстояние между ближайшими силами НАТО и Санкт-Петербургом было около 1500 километров. После принятия в Североатлантический блок прибалтийских стран эта дистанция сжалась до 170 километров. Этот фактор в сочетании с потерей советских территорий обусловил новое состояние — ощущение того, что Россия окружена, уменьшилась в размерах и на ее суверенитет посягают. Такое восприятие и cформировало поведение россиян, а в особенности властной верхушки, на протяжении последних лет.

[:rsame:]

Расчёт на то, что ослабленная и зажатая Россия будет сговорчивой и откажется от внешнеполитических амбиций, оказался неверным. Резкий рост цен на нефть сформировал принципиально новую реальность, в которой государства с «петрономикой» успешно могут за счет льющихся из сырьевого рога изобилия средств закупать все необходимые технологии в более развитых странах. Оказалось, что Владимиру Путину нет необходимости долго и нудно развивать собственное производство для ликвидации отсталости российской индустрии. Наметился долгожданный союз России и Германии, где одна страна в изобилии предоставляет необходимые ресурсы, а вторая поставляет современные технологии.

Рассказы же о вставании России с колен отнюдь не являются мифом в том смысле, что с развитием отечественной «петрономики» подняла голову и российская власть, увидев в финансовом процветании основу для геополитического возврата в круг сильных мира сего. Вновь пошли вливания в армию, а для цельности и прочности конструкции и обильное финансирование МВД, ФСБ и прочих контролирующих органов.

Кроме того, одной из особенностей России на протяжении последних 300 лет являлась непропорциональная собственной экономике мощь армии. Некоторое провисание в этом направлении наметилось при Борисе Ельцине, но путинская Россия всеми силами возвращает эту национальную традицию. Такое положение дел на фоне исчерпания нефтяной модели, усугубленной принятыми санкциями, очень дорого ныне (впрочем, как и на протяжении всей истории России) обходится стране, направляя экономику в уверенный штопор. Но раздутое геополитическое значение, чем бы оно ни закончилось, может очень долго продолжаться, доставляя США значительные трудности.

Вот Киссинджер и призывает США не идти на эскалацию и не загонять Россию в угол. Ущемленное имперское сознание и ощущение окружения кольцом НАТО с их союзниками подстегивает российскую власть к резким действиям, что и произошло в случае с Украиной. Конечно, люди сами выходили на многотысячные митинги в Киеве, возмущенные коррупционным бардаком Виктора Януковича, но ведь Запад мог их не так решительно поддерживать и не спешить с признанием новой власти, скинувшей ставленника Кремля. «Сдалась вам эта Украина! Из-за нее мы получили самовольный захват территории, мощный прецедент неподчинения США, а еще брызжущую антиамериканской слюной Россию», — словно намекает Киссинджер.

Те же, кто принял заявление знаменитого эксперта за покаяние, выдают желаемое за действительное. Киссинджер не извиняется, а просто призывает признать ошибочность политики. В дальнейшем действия в отношении России должны быть взвешенней, «хитрее и прагматичнее», говорит он. Реальная политика — именно такого взгляда всегда придерживался инициатор и исполнитель разрядки 70-х в отношении СССР.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика