Вигаудас Ушацкас: Даже в страшных снах не мог представить, до чего мы дойдем

Украинский кризис серьезно испортил отношения между Европой и Россией. Что будет дальше, «Собеседник» спросил человека, находящегося меж двух огней – главу представительства ЕС в России Вигаудаса Ушацкаса.

Фото: Александр Алешкин

Украинский кризис серьезно испортил отношения между Европой и Россией. После череды санкций, ударивших как по бизнесу, так и по жизни обычных людей, появилось ощущение, что это как минимум надолго, если не навсегда. Что будет дальше, «Собеседник» спросил человека, находящегося меж двух огней – главу представительства ЕС в России Вигаудаса Ушацкаса.

«Важно, чтобы мосты не рухнули окончательно»

– Господин посол, сейчас, после активного обмена санкциями, в отношениях ЕС и России наблюдается некоторое затишье. Перед новой бурей?

– Столько уже было этих бурь! И после каждой из них я просыпаюсь утром и надеюсь, что мы уже достигли дна и никто не постучит снизу. И каждый раз, к сожалению, разочаровываюсь. Недавно был на встрече с членами Ассоциации европейского бизнеса – она объединяет более 600 крупнейших европейских компаний, вклад которых в торговлю между ЕС и Россией составляет 500 миллионов евро. Все озабочены тем, что происходит. Никто не доволен статусом отношений между ЕС и Россией. Мы заинтересованы в нормализации ситуации.

– Как лично вы относитесь к происходящему?

– Я сильно переживаю. Работа любого посла заключается в том, чтобы развивать отношения между партнерами. В свое время я был послом Литвы в США и Великобритании и старался делать все возможное, чтобы в наших отношениях не было проблем. А если они и появлялись – то решать их конструктивно и как можно быстрее. И когда я приехал в Россию, то даже в самых страшных снах не мог представить, до чего мы дойдем. Еще год назад, выступая в Европарламенте, я говорил об отношениях между ЕС и Россией в розовых тонах. Мы надеялись, что ситуация с правами человека в России улучшится и между нами не будет барьеров в торговле. В то время никто даже подумать не мог об Украине. Сейчас вместо работы на позитивные отношения моя основная миссия, как и моего коллеги Владимира Чижова (посол России в ЕС. – Ред.), – сделать так, чтобы мосты между нами не рухнули окончательно. Сергей Лавров недавно сказал, что мы не достигли еще точки невозврата в отношениях. Я разделяю его мнение. Конечно, надо быть реалистами и признать, что восстановить динамику в наших отношениях будет нелегко, учитывая, через что мы прошли. Пропало доверие.

– Обмен санкциями – это ведь по сути мужские игры на высоком уровне. А страдают обычные люди.

– Наши санкции не являются самоцелью, желанием поиграть, как вы говорите. Это инструмент влияния на действия и решения партнеров.

– Некоторые депутаты и политологи считают, что до конца года ЕС введет очередные санкции. Стоит ждать?

– Не знаю, почему они так считают. Самое главное – чтобы выполнялись те намерения и положения, по которым договорились в Минске российская и украинская стороны. Выполнение этих обязательств, я думаю, станет той основой, на которой мы будем готовы рассмотреть частичный или полный отзыв санкций. Не исключаю, что это случится еще до нового года.

«Самолеты полны, и я этому рад»

– А что с туризмом? Количество россиян, приезжающих в Европу отдыхать, уменьшилось, как прогнозировали наши туроператоры?

– По предварительной оценке консульских служб стран – членов ЕС, количество заявок на визу в этом году действительно снизилось – на 10–30 процентов. Но все зависит от направления. Куда бы я ни летел – в Брюссель, Берлин или Вильнюс, – самолеты всегда полны, и я рад. И летом, когда я отдыхал на литовском курорте Паланга, россиян было больше, чем раньше. Они чувствовали себя, кажется, комфортно. И мои друзья, владельцы гостиниц, говорили, что летом был очень хороший бизнес.

– А отношение европейцев к россиянам изменилось?

– Изменилось. Мне кажется, что кризис в наших отношениях не пройдет бесследно, к сожалению. Чтобы говорить однозначно, надо проводить социологические опросы, но я сам знаю, что меньше людей приезжает сейчас в Россию. Некоторые мои друзья, которых я приглашал из разных стран ЕС, отложили визит из-за текущей ситуации. Не потому, что им что-то угрожало физически. Наверное, они чувствуют себя неудобно. Я знаю от менеджеров некоторых гостиниц в Москве, что этим летом было на 20–30 процентов меньше туристов, чем в прошлом году. Мы с супругой были на Байкале в Листвянке, и там владельцы гостиниц, таксисты говорили, что по сравнению с прошлым годом европейцев приехало процентов на 50 меньше.

«Мой сын учит в Москве русский язык»

– Видимо, к вопросу об облегчении визового режима между Россией и ЕС мы теперь вернемся очень не скоро, если вообще вернемся?

– Действительно, визовый диалог с Россией пришлось приостановить на фоне украинского кризиса, который коснулся и России, и стран ЕС. Но я все-таки хочу обратить внимание, что мы не отказываемся от идеи упрощения визового режима. В этом году Европейская комиссия – законодательный орган ЕС, – предложила пакет мер, которые упростят процедуру получения шенгенских виз иностранными туристами. Появится новый тип виз – так называемая турне-виза, долгосрочные визы, выдающиеся на срок до пяти лет, визы, которые можно будет получить на границе. Список послаблений велик. Будет также упрощена и сама процедура. И, несмотря на негативные отношения между нами, Россия не будет исключена из списка стран, которых эти облегчения коснутся. Конечно, при условии, что Совет ЕС и Европарламент одобрят визовые новшества.

– Когда это случится?

– Мы надеемся, через год. Но нужно учесть важный момент: необходимо, чтобы в России заработала визовая информационная система, где будут регистрироваться часто путешествующие заявители. Это позволит выдавать долгосрочные визы быстрее.

– Россияне уже начинают планировать новогодний отдых. Неприятных сюрпризов не будет? Отношения между Россией и ЕС вообще отразились на процессе выдачи виз?

– Я бы хотел подчеркнуть, что никаких негативных последствий для получения виз в связи с ухудшившимися отношениями между ЕС и Россией нет. Наоборот, мы сознательно делаем все возможные шаги, чтобы улучшить процесс выдачи виз гражданам России, потому что верим: расширение контактов между людьми поможет нам лучше понимать друг друга. Мы заинтересованы и в том, чтобы больше европейских граждан приезжали в Россию. Мой сын приехал в Россию учить русский язык, и я этому очень рад.

 

 

 

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика