О чем говорит арест главы АФК "Система" Владимира Евтушенкова

Арест миллиардера Владимира Евтушенкова свидетельствует о том, что национализация элит в РФ может иметь серьезную и жесткую форму. Об этом заявила генеральный директор «Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл — Россия"» Елена Панфилова

Фото: Владимир Евтушенков // Замир Усманов/Russian Look

Арест миллиардера Владимира Евтушенкова свидетельствует о том, что национализация элит в РФ может иметь серьезную и жесткую форму. Об этом заявила генеральный директор «Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл — Россия"» Елена Панфилова.

Напомним, 16 сентября Басманный суд заключил основателя АФК «Система» Владимира Евтушенкова, обвиняемого в отмывании денежных средств по делу «Башнефти», под домашний арест до середины ноября 2014 года. Бизнесмен с электронным браслетом на лодыжке будет отбывать арест в элитном коттеджном посёлке в подмосковной деревне Жуковка.

В пресс-службе АФК обвинения против Евтушенкова назвали полностью необоснованными и пообещали, что компания будет отстаивать свою позицию всеми законными способами.

При этом уже на следующий день, 17 сентября, рынок жестко отреагировал на информацию об аресте Владимира Евтушенкова: на ММВБ обрушились акции «Башнефти» и уже упомянутой АФК «Система».

В связи с арестом миллиардера Елена Панфилова рассказала, каким образом в России происходит национализация элит: «Все говорили про национализацию элит, но все думали, что это выглядит как-то "плюсово" — в смысле каких-то таких полумер, связанных с запретом на зарубежную собственность: [то есть] всячески способствовать правовыми методами тому, чтобы крупный бизнес находился внутри границ. Чтобы всё это сообщество (у нас крупный бизнес так или иначе связан с властью) находилось под контролем, а самое главное — чтобы под контролем находились все активы. Оказалось, что национализация элит может быть не только мягкой и пушистой, но и вполне себе холодной и жестокой».

Как писал «Собеседник», Владимир Евтушенков обвиняется в «отмывании» похищенных акций БашТЭКа, которые, по версии следствия, незаконно приватизировал и продал АФК «Система» сын экс-главы Башкирии Урал Рахимов. Усомнившись в законности приватизации предприятий, следователи заподозрили, что в 2009 году акции «Башнефти» продали «Системе» на 500 миллионов долларов ниже договорной цены.

Ряд экспертов, в том числе экс-руководитель ЮКОСа Михаил Ходорковский, предполагают, что в деле Евтушенкова замешана компания «Роснефть», которая якобы планировала приобрести «Башнефть».

Однако, по мнению Елены Панфиловой, все может быть не так «линейно», как кажется: «Это не просто перекладывание печенек по коробочкам — «это вашим, это нашим». Все пытаются провести аналогии с ЮКОСом, то есть напрашивающиеся аналогии. Но за 10 лет всё-таки и люди изменились, и страна изменилась, структура собственности изменилась. Невозможно представить себе, что можно просто взять и переложить актив из кармана в карман в условиях, когда мы находимся в сложной экономической ситуации — а в 2003–2004 годах были совсем другие расклады в области, например, стоимости барреля нефти. Всё не так линейно, как это было тогда».

Впрочем, добавила Панфилова, буквально на днях мы, скорее всего, узнаем, причастна ли «Роснефть» к делу Евтушенкова.

По словам нашего собеседника, сейчас арестованный бизнесмен наверняка решает, какой тактики ему стоит придерживаться: «Это зависит исключительно от него самого. У него есть несколько вариантов действий на выбор. Либо вариант Гусинского — договориться, выйти, уехать. Либо вариант Ходорковского — биться и, возможно, пострадать. Но ничто не исключает наличие третьего варианта — биться и победить».

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика