Почему Единый день выборов удивил низкой явкой
Директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин считает, что низкая явка на Едином дне голосования 14 сентября была предопределена заранее
Директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин считает, что низкая явка на Едином дне голосования 14 сентября была предопределена заранее.
«Я думаю, что низкая явка на выборах 14 сентября обусловлена тем, что, в принципе, как таковой избирательной кампании не велось, то есть конкурентных кампаний в регионах практически не проводилось, и люди просто эту избирательную кампанию не заметили и не пошли голосовать», — говорит Павел Салин.
14 сентября в России прошёл Единый день голосования. За вычетом традиционно активно голосующих регионов вроде Республики Саха (где избирали главу республики по мажоритарной системе), Воронежской области или Ставропольского края, где также на избирательные участки пришли около 50% избирателей, во многих регионах проголосовали лишь 25–30 процентов избирателей, а в Москве, где также по мажоритарной системе проводились выборы в региональный парламент, и вовсе лишь 17,45%.
«Власть играла по старому сценарию, когда ставка делается на минимизацию явки с тем, чтобы вытащить предсказуемо голосующий электорат. В итоге низкая явка обернулась тем, что на выборы 14 сентября пришел в основном предсказуемо голосующие, то есть бюджетники и льготники. У них был серьезный перевес. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на большинстве выборов победили кандидаты от "Единой России"», — считает Салин.
Как писал «Собеседник», генеральный директор Всероссийского центра исследований общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров уверен, что низкая активность избирателей в Единый день выборов 14 сентября связана с тем, что сейчас люди больше интересуются внешней активностью страны, чем внутренней: «Внутренняя политическая повестка дня исчезла, ее место заняла внешнеполитическая. Поэтому выборы в региональные и местные органы власти по всей стране сегодня проходят без особого накала».
Павел Салин согласился с данным мнением, заметив, что, скорее всего, все избирательные кампании на фоне ежедневных новостей об Украине, активности России во внешней политике, неодобрительных комментариев со стороны Соединённых Штатов и Евросоюза действительно прошли мимо избирателей: «Интерес к внешней политике России, впрочем, тоже проходит. На фоне всех украинских событий, украинского конфликта, кризиса вот эти региональные избирательные кампании прошли практически незамеченными, и те люди, которые действительно интересуются политикой, они, скорее всего, активнее следили за событиями, которые происходили на Украине, чем за местными, региональными выборами».
15 сентября, на следующий день после Единого дня выборов, члены низовых избирательных комиссий — в основном это учителя и прочие сотрудники бюджетной сферы — вышли на работу. По данным с избирательных участков, власти специально решили не делать выходным понедельник — якобы для того, чтобы родители не увезли своих детей на дачи, а пришли голосовать.
Политолог Салин, впрочем, уверен, что этот факт в целом не играл никакой роли: «Минимизация явки помогла властям вытащить зависимые от них категории электората. По всей видимости, на выборах в Мосгордуму было решено, что родители детей – лояльный к власти электорат, и что их уже обработают в школе», — резюмировал эксперт «Собеседника».