Максим Шевченко: В войне на Украине виден олигархический сговор не выпускать бои из Донецка
Под маской национально-освободительной войны на юго-востоке Украины скрывается межолигархическое ристалище, уверен известный журналист и политолог, член Совета по правам человека при президенте РФ Максим Шевченко
Под маской национально-освободительной войны на юго-востоке Украины скрывается межолигархическое ристалище, уверен известный журналист и политолог, член Совета по правам человека при президенте РФ Максим Шевченко.
В интервью «Собеседник.ру» Шевченко рассказал о том, как и ради каких целей олигархи прикрываются пропагандой, кто выигрывает от этой информационной атаки и почему Россия меняет свои взгляды на трагическую ситуацию.
— В войне на юго-востоке Украины виден некий олигархический сговор не выпускать бои за рамки Донецкой области. Такое ощущение, словно кто-то не хочет, чтобы война затронула Днепропетровскую область, Запорожье, Харьков, они будто оберегаются от боевых действий.
Такая тактика намекает на то, что задача этого сговора — разгром донецких олигархов днепропетровскими олигархами. И возможно, в Москве кто-то не хочет, чтобы Криворожский бассейн был затронут войной, чтобы днепропетровские предприятия были затронуты войной.
Потому что задачи войны, народной войны, не какие-то цивилизационные (это задачи спецслужб и технологов, прикрывающие интересы заказчиков — корпораций и бюрократических кланов), подлинные задачи народной войны — всегда социально-политические: освобождение от эксплуататоров, порабощения и угнетения, перераспределение национального валового продукта в пользу развития народа, а не узких групп правящих элит.
Но политтехнологическая эпоха уходит в прошлое и наступает эпоха настоящей повстанческой войны. Я думаю, что украинская война рано или поздно перейдёт именно в этот формат.
— Если так, то кто и почему сможет этот формат раскрутить?
— Стрелков. Безусловно, он является политическим и военным лидером и поддерживается всей информационной машиной Российской Федерации. На Стрелкова работают мощные медийные ресурсы, на Стрелкова работают News Media со всеми своими ресурсами, на Стрелкова работает «Взгляд», многие федеральные каналы. На Стрелкова работает мощная система пропаганды, которая выдвигает его как трагическую, романтическую, рыцарскую фигуру.
Во многом так оно и есть — личностью Стрелков является. Остается вопрос — почему на пост главкома выдвинут именно он?
Во-первых, он российский гражданин, во-вторых, он сам сказал, что он только в марте прошлого года уволился из ФСБ. Он символизирует собой невозможность внутриукраинского мирного политического процесса, поскольку с ним Киеву просто не о чем разговаривать — ни о форматах совместного с Киевом будущего, ни о форматах независимости Новороссии. А украинских граждан в руководстве Новороссии словно сознательно маргинализуют и оттесняют на второй-третий планы.
Я уверен, что сам лично Игорь Стрелков является врагом криминалитета и всего такого прочего. Я слышал по его риторике, которая тоже меняется — он говорил недавно, что «мы будем вместе с Вооружёнными силами Украины брать Киев». То есть он упоминает ВСУ (а ВСУ — Вооружённые силы Украины, как я понял в его посте) и рассматривает их как возможного партнёра.
Это свидетельствует о том, что он, возможно, понимает, что без перенесения и переведения конфликта из этого выдуманного «Русский мир против врагов» в формат политической войны за справедливое устройство общества победы не будет. Стрелков чувствует, что конфликт нужно переводить в другое измерение. Поэтому я думаю, что социализация, политизация войны гражданской на Украине — дело ближайшего будущего.
Безусловно, этому будут препятствовать определённые группы в Москве, безусловно, этому будут сопротивляться определённые группы в Киеве, причём не исключаю, что они будут иметь сговор с московскими группами, чтобы контролировать конфликт.
Вот Коломойский, например. Несмотря на то, как его в России поливают грязью, меня не покидает ощущение, что у него в России есть очень надёжные, серьёзные партнёры, которые не хотят с ним рвать отношения и бизнес отношения, в частности. И разные там нацдемы, торы, крыловы работают в его интересах: виртуальная этнизация украинской гражданской войны есть действия в интересах передачи украинского народа в руки НАТО, продолжение Болотной под новыми, националистическими лозунгами.
Когда все эти системы политтехнологических связей, договорённостей, сговоров правящих элит и дипломатии рухнут, тогда наконец-таки будет настоящая, полноценная гражданская война.
— А другие лидеры ополченцев? Царёв, например...
— Самое странное, что во главе борьбы на Донбассе мало донбассцев. В многомиллионном Донбассе не нашлось местных политиков, способных сформулировать цели и задачи борьбы? Царёв не является командующим. Он является политиком. Царев это как раз попытка украинизации конфликта, относительная хотя бы, потому что он сам же днепропетровец.
Опять-таки мы видим, что и здесь днепропетровские. Там днепропетровские в Киеве, здесь днепропетровские в так называемой Новороссии, а вся остальная Украина, и Донецк, и Луганск находятся на каких-то пятнадцатых ролях. Конечно, разгром Донецка, который происходит на наших глазах, возможно, одна из задач внутриукраинской, олигархической войны, которая ведётся под прикрытием так называемой гражданской войны.
Но я-то выступаю за то, чтобы гражданская война или прекратилась, но на основе внятных политических договоренностей, или обрела свои подлинные политические очертания, чтобы народ украинский осознал свои политические задачи и интересы, а не был игрушкой в руках олигархов, правящих элит и разного рода спецслужб, которые разыгрывают там свои игры тоже.
Мне очевидно, что у Москвы меняются взгляды на перспективы и содержание конфликта — отсюда и смена персонажей, изменение тактики.
Сейчас для тех, кто это все начал, спасением является прямое военное вмешательство РФ. Но, по-видимому, Москва все-таки хочет любой ценой избежать этого сценария — за ним возможная конфронтация с НАТО и новое усиление санкций...
Выскажите свое мнение: Смогут ли эксперты установить, кто сбил самолет "Боинг-777" над Украиной?