За что Государственная дума наказала россиян новой порцией запретов

Раньше уклоны в законодательстве становились ответом на протестные выступления, но сейчас рейтинг власти напротив достиг рекордных показателей. Чем же провинились россияне на этот раз?

Фото: Russian Look

Государственная дума ушла на каникулы, но депутаты продолжают работать и в ответ на пригоршню запретительных законопроектов предлагают, в частности, новые причины отставки правительства. Раньше уклоны в законодательстве становились ответом на протестные выступления, но сейчас рейтинг власти напротив достиг рекордных показателей. Чем же провинились россияне на этот раз?

Взаимоотношения граждан и государства в молодых развивающихся демократиях можно сравнить с отношениями детей и родителей. Государственные мужи — если они, конечно, хорошие «родители» — прилагают все усилия, чтобы «дети», то есть граждане, росли самостоятельными. Однажды наступает день, когда те наконец подрастают и могут (в большинстве своём, конечно, но в семье не без урода) жить без государственных ходуль, подпорок и рогаток.

Это состояние зрелости называется «гражданское общество», и в этом состоянии люди ухитряются жить не мешая друг другу, не вторгаясь ни в чьё личное пространство и не наступая на права других — просто потому, что уже привыкли. Есть, конечно, и законы, и даже наказания за преступления, но в целом все ведут себя адекватненько. И вот уже государство становится старше и дряхлее, но немногим приходит в голову бунтовать против «родителя», раз он уже больше не может дать ремня. Наоборот — «детки» часто берут его под опеку и даже под свой контроль («Тебе же доктор сказал бросить коррупцию — с твоим бюджетным дефицитом это верная смерть!»).

Всё это, повторим, происходит, когда из государственных мужей получаются хорошие «родители» гражданского общества. Однако как мы знаем из жизни, бывают и плохие родители, и просто ужасные. Кто-то завёл ребёнка слишком рано и оказался неготов к этой роли. Кто-то дожил до седых волос, но в душе сам ещё большой ребёнок, не поборовший детские обиды и комплексы, и теперь вымещает их на своих гражданах. Сдаётся, что среди руководителей российского государства немало таких незрелых «родителей».

Впрочем, демократии в России совсем немного лет, и она действительно ещё непрочна. Собственно, именно этим аргументом власть давно уже мотивировала необходимость держать гражданское общество в узде. Несколько лет назад общество ощутило себя повзрослевшим и начало требовать больше прав. Государство как будто признало, что ребёнок немного подрос, и начало позволять ему больше — например, гулять по Болотной площади и по проспекту Сахарова.

Однако в один ужасный день, 6 мая 2012 года, государство было занято взрослыми делами (инаугурацией президента Путина) и решило отменить давно и заранее согласованную прогулку в одностороннем порядке (перекроить по своей воле план очередного митинга на Болотной). Старший брат нашего «ребёнка» встретил его дубинками и щитами; когда «ребёнок» оказал этому насилию сопротивление, его наказали, потому что старший брат всегда прав, когда исполняет волю «родителя». «Ребёнок», допустим, надулся на такую несправедливость, но с тех пор правил не нарушал: «массовых беспорядков» на митингах (а не на стихийных «народных сходах», этих трудных детях демократии) не было; скоро сойдут первые синяки от тех двухлетней давности побоев (выйдут на свободу первые осуждённые по «делу 6 мая»).

Но вот родители сходили на родительское собрание и ужаснулись тому, что устроил соседский ребёнок: выгнал из дому родного папку Януковича. А ведь он, между прочим, устроил дом полную чашу, с золотыми батонами и прочей красотой! (Правда, жил соседский ребёнок при этом впроголодь.) Перспектива быть изгнанным из дому нашим отцам родным не понравилась. Вернувшись домой с родительского собрания, они тотчас лишили нас сладкого, запретили ходить гулять, смотреть телевизор и включать компьютер, носить кеды и чего там ещё. А также разрешили старшему брату ломать нам кости, когда ему заблагорассудится.

За что, мы же ничего не сделали? А это неважно. Вперёд наука будет. В строгости, говорят, дети лучше вырастают.

Практика, правда, показывает, что в строгости дети вырастают зависимыми и несамостоятельными. Возможно, этого нашему государству от нас и надо. Сейчас мы громко поём «Пусть всегда будет П<апа>», у нас всё хорошо и мы уж тем более на станем устраивать подростковый бунт по примеру украинцев. Но есть подозрение, что в итоге когда «отца родного» вдруг у России не станет, мы так и останемся неприспособленными к жизни сиротами, неспособными позаботиться о себе без родительской «сильной руки» — и пойдём по миру.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика