Евгений Ясин: К чему приведет офшорный бунт против Министерства финансов

На днях правительство пообещало смягчить правила деофшоризации. Громкая новость при ближайшем рассмотрении выглядит не так уж и помпезно. Вся офшорная проблематика в острой форме проявилась уже с самого начала рыночной революции в России

Фото: Евгений Ясин // Russian Look

На днях правительство пообещало смягчить правила деофшоризации. Громкая новость при ближайшем рассмотрении выглядит не так уж и помпезно. Вся офшорная проблематика в острой форме проявилась уже с самого начала рыночной революции в России. То есть с тех пор, как появились у нас частные предприятия.

На Западе офшорные зоны к тому времени были уже широко распространены, и неудивительно, что наши бизнесмены быстро нашли способ воспользоваться их льготами. Делали они это главным образом потому, что доверия к государству не было. Зато было желание спрятать деньги от всегда возможных в России катаклизмов.

Такое положение вещей продолжалось довольно долго, пока власти не стало окончательно ясно, что для казны это большая проблема. К 2003 году конфликт обозначился очень явно. Со временем он стал лишь острее. Во-первых, мировой кризис продолжается. Во-вторых, в последнее время у нас стала проявляться тенденция прекратить «западную ориентацию» – чиновникам запретили иметь там недвижимость, разрабатывается программа обложения налогами офшорных предприятий и т.п.

Понятно, что государство хочет повысить доходы бюджета. С этой точки зрения озабоченность Минфина (который выступает за самый жесткий сценарий налогообложения офшорных фирм) понятна.

Но в условиях, когда падают не только темпы роста экономики России, но и доходы от продажи нефти, едва ли стоит так жестко давить на бизнес. Ничего, кроме дальнейшего снижения деловой активности, это не принесет.

И дело не только в офшорах: степень закручивания гаек для бизнеса велика и в целом по стране. Кроме того, доходы бюджета не растут, а госфинансы нельзя сказать, чтобы были сбалансированы (в ПФР по-прежнему дефицит, региональные трансферты выплачиваются нерегулярно).

В общем, ситуация тяжелая. И потому совсем нелишним было бы позаботиться о том, чтобы у бизнеса появились положительные эмоции. Право слово, лучше от этого будет всем.

Выразителем недовольства на этот раз стал РСПП. И впрямь, кому, как не «профсоюзу» бизнеса, озаботиться смягчением жестких условий деофшоризации, выдвинутых Минфином. Попытка «бунта» удалась.

Правительство склоняется к более мягкому варианту ухода из офшоров, который предложило Минэкономразвития (впрочем, окончательное слово за президентом). Но – увы! – послабление это копеечное. А потому ожидаемого подъема экономики не даст.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика