Почему в российском гражданстве для детей гастарбайтеров нет ничего ужасного

Дмитрий Медведев запретил гражданам Таджикистана въезд в Россию по внутренним паспортам. Между тем глава президентской администрации Сергей Иванов предложил автоматически присваивать всем рождённым в РФ гражданство

Фото:

Политика российского руководства в отношении мигрантов закладывает виражи: 23 июня Дмитрий Медведев подписал распоряжение, закрывающее гражданам Таджикистана въезд в Россию по внутренним таджикским паспортам. Вместе с тем 19 июня глава президентской администрации Сергей Иванов выступил с предложением автоматически присваивать всем рождённым в России гражданство РФ, если родители не против — «как в Америке».

Проблемы сокращения населения России давно волновали правительство, и сейчас даже виден на горизонте благовидный предлог принять срочные меры — тысячи беженцев из Украины, осевшие в Ростовской и других сопредельных областях. Однако о том, чтобы упростить этим людям процедуру принятия российского гражданства, уже говорилось отдельно. Сейчас затронута совсем другая тема, и не стоит думать, что кого-то удастся водить за нос: эта инициатива едва ли найдёт поддержку у большинства, потому что большинство негативно относится к такому явлению, как гастарбайтеры.

Следует, впрочем, напомнить, что в классическом понимании гастарбайтеры суть люди из ближнего зарубежья, в основном мужчины, занимающиеся грязной работой, непривлекательной для местных жителей. Платят им мало — не в последнюю очередь потому, что невысокие запросы работников-нелегалов дают нечистым на руку начальникам возможность платить до четверти положенного по зарплатной ведомости, а остаток класть себе в карман: непритязательным гастарбайтерам всё равно хватит на аренду квартиры вдвадцатером, скудное питание и переводы родственникам на родину.

Понятно, что в этой связи мигрантская среда выглядит в худшем случае питательной средой для мелкого криминала, а в лучшем случае заведомыми подонками общества, изгоями, не соблюдающими устоев общежития вплоть до норм гигиены — частично в силу своей бедности, частично в силу своей заведомой маргинальности («а смысл?»). Но даже если предположить, что всё это правда, речь идёт о предоставлении гражданства уже рождённым в России. Мужчины, напомним, детей не рожают; значит, речь о детях «семейных» гастарбайтеров. И здесь следует задать вопрос: а больше ли вклад любого из поборников «чистоты» населения России в валовый внутренний, чёрт побери, национальный продукт страны? С какой стати у сына или дочери двух человек, каждый из которых много лет работает в России руками, меньше прав на гражданство, чем у сына или дочери столичных рантье? Налогов, предположим, не платят ни те, ни другие... Ещё аргументы?

Конечно, многие из прибывающих сегодня в Россию на заработки не готовы к жизни в современном российском обществе — более европеизированном, современном и светском, чем то, в котором они выросли. Но если дети гастарбайтеров будут ходить в российские детские сады, затем в российские школы, а придёт срок, отправятся в российскую армию и все эти годы будут расти в российском обществе, — чем они будут отличаться от своих сверстников, тоже и так же проживших в России все эти годы? Цветом кожи и разрезом глаз — только и всего.

Если в этом и заключается претензия к ним, то следует об этом так прямо и говорить. Это, правда, называется «расизм». И тогда все различия оказываются позорны, и наверное, именно поэтому придумывается столько отговорок, чтоб этот срам прикрыть.

Важно, впрочем, понимать, что вышеописанная схема будет работать только в случае, если государство, пожаловавшее пусть бы и детям нелегалов российское гражданство, будет заботиться об их адаптации в российском обществе, давая им шанс интегрироваться в него. Это не так просто, как кажется: Сергей Иванов хотя и сослался на американский опыт, но в Америке, как известно, и поныне существуют гетто, чайна-тауны и прочие резервации, и отчасти поэтому расизм там — всё ещё далеко не явление минувших дней, как хотелось бы думать многим американцам. Откровенно говоря, в этом свете не стоит закрывать глаза и на опыт создания единого советского народа. Опыт этот неоднозначный и в целом скорее неудачный — слишком на многие противоречия предпочитали закрывать глаза, полагаясь на идеологию; но даром, что ли, львиная доля населения спит и видит возврат в СССР.

Как умудряется в головах людей уживаться любовь к стране дружбы народов и неприязнь к чужакам — бог весть. Однако если правительство всерьёз планирует перенимать опыт США в деле раздачи гражданства по праву рождения, в этом волей-неволей придётся разобраться. Иначе будет довольно трудно опровергнуть обвинения радикальных националистов: они ведь давно трубят о намерении властей якобы разбавить население страны «приезжим» электоратом, который будет вечно благодарен властям за подаренные паспорта. К слову, американский опыт учит, что надежды на лояльность «новообращённых» граждан — тоже миф, который рассеется ещё при жизни одного поколения.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика