Вениамин Вутянов: Газовые переговоры РФ и Украины - это шантаж и всесторонняя засада

Переговоры по газу с Украиной зашли в тупик. Есть ли из него выход? Об этом беседуем с экспертом в области ТЭК Вениамином Вутяновым, главным специалистом по экономической безопасности Академии при президенте РФ

Фото: Вениамин Вутянов //

Переговоры по газу с Украиной зашли в тупик. Есть ли из него выход? Об этом беседуем с экспертом в области ТЭК Вениамином Вутяновым, главным специалистом по экономической безопасности Академии при президенте РФ.

– Если газ не продается, его надо где-то хранить. Иначе придется идти на уступки. Есть такая возможность?

– Недолгая. Хранилища для газа существуют, но они не предназначены для долгого хранения, скорее это стратегический запас месяца на три. Газпром должен добывать и продавать.

Если события пойдут по худшему сценарию, Газпрому придется закрыть часть предприятий. Но транзит для Европы не закрыт. На предоплату за поставки перевели только Украину.

– То есть тут элемент шантажа – долго хранить не можете, соглашайтесь на наши условия?

– Можно и так сказать. Тут засада со всех сторон. Мы готовы продавать газ Китаю, но для этого нужна труба. Ее нет, и будет она лишь к 2018 году. Запущена нитка «Голубого потока» (и скоро запустится еще одна).

Но если через украинскую трубу проходит от 200 до 220 млрд м3 в год (Европа вместе с Украиной), то через нитку «ГП» проходит лишь 50 млрд м3 в год. В этом смысле вторая нитка погоды не сделает.

Спасти положение может лишь третья нитка. Или «Южный поток». Но России нужно 1,5 года, чтобы его достроить, а сейчас это строительство США стопят через разные страны.

– Во время переговоров звучало и такое предложение: Европа будет покупать газ на границе Украины и России и сама расплачиваться с Киевом за его транзит. Почему от него отказались?

– Европейцы умеют хорошо считать. Разбираться с Киевом за транзит им не хочется, так как именно это уже лет 10 камень преткновения между Москвой и Киевом.

Кроме того, Украина для поддержания давления в трубе может расходовать (по техусловиям) до 20%. А в реальности сжигает 35–40%. Понятно, куда тратится этот газ.

Тут ситуацию мог бы решить только жесткий трехсторонний контроль на границе – сколько было поставлено газа и сколько его Европа получила на выходе.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика