Анатолий Лысков: Ещё не вступив в должность президента, Порошенко уже сделал две больших ошибки
Петр Порошенко сделал первые шаги на посту президента Украины: он изъявил желание наладить отношения с Россией, назначил встречи с президентами Владимиром Путиным и Бараком Обамой
Петр Порошенко сделал первые шаги на посту президента Украины: он изъявил желание наладить отношения с Россией, назначил встречи с президентами Владимиром Путиным и Бараком Обамой, возобновил прерванную на время выборов силовую операцию на юго-востоке и пообещал выплатить часть долга за газ.
О том, каковы истинные намерения нового главы государства и как ему следовало бы поступить в сложившейся ситуации, нам рассказал сенатор Совета Федерации Анатолий Лысков.
— Почему Порошенко встретится с Обамой раньше, чем с Путиным?
— Я могу только предполагать. Как мы все понимаем, смена власти на Украине осуществлялась под нажимом Соединённых Штатов Америки, поэтому Порошенко и выбрал такой вектор, для того, чтобы своими действиями сделать публичный шаг благодарности.
— Порошенко попросил военной помощи у США. Вы думаете, Америка к этому стремилась?
— Просьба Порошенко США об оказании военной помощи является большой стратегической ошибкой прежде всего для него самого. Согласятся или не согласятся — мне тяжело судить, так как межгосударственные отношения строятся не только вокруг межгосударственных отношений в целом, но и с учётом межличностных отношений лидеров, поэтому как он мотивирует свою просьбу, такой отклик и получит от президента Обамы.
— А почему Вы считаете просьбу Порошенко ошибкой?
— Я считаю это ошибкой прежде всего потому, что такая помощь несвоевременна. Для начала нужно установить на своей территории мир, а если сегодня [он] просит такую помощь, то он тем самым демонстрирует, что армия недееспособна с точки зрения защиты интересов страны, они её используют вопреки требованиям их же Конституции, вопреки здравому смыслу и международному праву. Они используют эту недееспособную армию, в результате чего их же народ несёт жертвы.
— Порошенко заявил, что хочет наладить отношения с Россией и готов идти на уступки, но заявил о возобновлении силовой операции на юго-востоке и игнорирует многократные просьбы российского МИД прекратить её.
— Добрые контакты с соседями приносят только пользу народам тех стран, которые являются соседями. Почему Порошенко так поступает во взаимоотношениях с нашим политическим руководством, мне трудно объяснить. Я могу только предположить, что он до конца не определился, на чьей он стороне, и я считаю, это первая огромная ошибка, так как начала надо налаживать отношения с соседями, с ближним зарубежьем, а уже потом — с дальним.
Вообще надо делать это таким образом, чтобы уважать партнёрские отношения, уважать лидеров той страны, с которой ты хочешь налаживать отношения. При этом первый шаг должен сделать Порошенко, если он хочет наладить отношения, так как всё, что делает Россия для народа Украины — один газ чего стоит — делается на добрых началах. Под «народом» я подразумеваю не только украинцев, а все нации, проживающее на Украине: русских, евреев, грузинов и всех остальных.
— В переговорах по газу, кстати, наметился прогресс: Украина согласилась частично выплатить долг. Есть ли надежда, что переговоры 30 мая в связи с этим принесут наконец какие-то реальные результаты?
— Я думаю, Порошенко умный человек и у него есть группа советников, которые помогут ему определиться с приоритетами. Как политик я могу сказать только, что ещё не вступив в должность президента, он уже сделал вторую большую ошибку: он сообщил, что инаугурация произойдёт в Донецке.
Первое, что он должен был бы сделать — как победивший политик дать поручение Турчинову прекратить карательную операцию, развести силы, сесть за стол переговоров со всеми противоборствующими сторонами и провести соответствующую дискуссию на мирной основе. После этой дискуссии он должен был принять соответствующий документ, который учитывал бы интересы всех сторон и определял бы, как дальше будет развиваться Украина.
При этом он должен был бы прописать в документе, как он будет работать с соседями. Если Порошенко будет принимать все решения единолично (так как у него есть предпринимательский опыт, где почти всё зависит от личности предпринимателя), то это тупиковый вариант. Президент должен опираться на все силы общества и находить консенсус во взаимоотношениях.
— Чем объясняется то, что выступавшие против коррупции и олигархов украинцы избрали крупного бизнесмена?
— Я достаточно сдержан насчёт таких наименований, как «коррумпированная власть»... У меня достаточно большой следственный опыт, я привык разговаривать на языке фактов, так что не могу ничего утверждать. Если коррупция латентная, скрытая, то здесь есть над чем думать законодателю — думать, как вывести на поверхность этот «нарыв». Обобщения, которые делаются, с моей точки зрения, делаются с преувеличением, так как люди должны знать конкретные факты, иначе это пропаганда, формирующая недоверие к власти.
— Я имела в виду, что в России изначально принято не доверять слишком богатым людям — может быть, и на Украине есть аналогичные настроения?
— В России есть вскрытые Счётной палатой факты, когда государственная собственность уходила в руки частных лиц. Есть ли такое на Украине, не знаю. Если есть основания полагать, что Порошенко может стать представителем коррумпированной власти, то Вашим коллегам на Украине надо бить в колокола, но пока, полагаю, причин утверждать это нет.