Анатолий Вассерман: США хотят разжечь в Абхазии пожар, который опасен и для ЕС, и для РФ

В последние месяцы протесты и захваты административных зданий в странах СНГ ассоциировались с Украиной. Однако 27 мая участники митинга в центре столицы Абхазии Сухуми захватили здание администрации президента Абхазии Александра Анкваба

Фото: Анатолий Вассерман // Russian Look

В последние месяцы протесты и захваты административных зданий в странах СНГ ассоциировались с Украиной. Однако 27 мая участники митинга в центре столицы Абхазии Сухуми захватили здание администрации президента Абхазии Александра Анкваба. Вслед за этим координационный совет оппозиционных партий и организаций, возглавляемый политиком Раулем Хаджимбой, объявил, что берет на себя руководство республикой.

С чем связаны эти события, а также существует ли связь с украинскими протестами, мы спросили у политического консультанта и известного интеллектуала Анатолия Вассермана.

— В Абхазии оппозиция, не добившись выполнения своих требований от местных властей, взяла штурмом здание администрации президента. С чем может быть связано резкое выступление местной оппозиции?

— Пока информации очень мало, так что судить о ситуации я могу только в общих чертах.

На президентских выборах Рауль Хаджимба [кандидат на пост президента Абхазии в 2011, занявший третье место с 19,83% — прим. «Собеседник.ру»] пользовался поддержкой российских властей, поскольку был одним из ближайших соратников предыдущего президента Владислава Ардзинбы [глава Республики Абхазия с 1990 по 2005 годы — прим. «Собеседник.ру»], а Россия обычно стремится к стабильности во власти.

Победил, однако, Александр Анкваб. Российская Федерация, естественно, против этого не возражала, но настояла на том, чтобы Рауль Хаджимба стал на какое-то время главой правительства.

Весьма вероятно, Хаджимба считает, что поддержка, оказанная ему Россия ради сохранения стабильности и преемственности в руководстве Абхазией, может быть достаточным основанием для того, чтобы он сам стал источником нестабильности и нарушения преемственности. Если он действительно так думает, то ему предстоит испытать очень серьезное разочарование. Если же у него есть какие-то основательные причины для возражений против президента Александра Анкваба, то их надо излагать не на митингах, и уж подавно его сторонникам не следует захватывать правительственные задания.

Очень надеюсь, что Рауль Хаджимба и его приверженцы либо сами откажутся от попыток дестабилизации, либо получат достаточно убедительные объяснения того, что такое поведение не в интересах ни Абхазии в целом, ни самого Хаджимбы в частности.

— На фоне все того, что было в медийном фокусе в последние месяцы, информация о митингах в Абхазии сразу вызывает ассоциацию с Майданом. Насколько, по Вашему мнению, схож местный протестный процесс с тем, что происходило на Украине?

— Сам по себе протест ради смены власти достаточно типичен. Этот процесс существовал еще задолго до того, как американцы отработали его технологическую сторону в виде так называемой методички Шарпа [Джин Шарп — американский деятель, известный своими книгами о методах ненасильственного свержения режимов — прим. «Собеседник.ру»]. Думаю, подобные события будут повторяться в том числе и без участия американцев.

Тем не менее вполне возможно, что где-то на заднем плане действуют инструкторы в надежде на создание третьего очага нестабильности в дополнение к Сирии и Украине. Это значительно проще, чем успокоить протест и навести стабильность сразу в трех регионах. Поэтому не исключаю, что речь идет о попытке разжечь пожар, опасный и для главного экономического соперника Соединенных Государств Америки — Европейского союза, и для главного политического противовеса американцам — Российской Федерации.

Но пока нет достаточно убедительных доказательств, что дело обстоит именно так, я могу лишь подозревать то, что сходства событий вызваны не только естественными, но и искусственными причинами.

— Как можно оценить сегодняшнюю поддержку абхазских властей со стороны населения страны? Существует ли основание для народного выступления?

— Экономическое положение Абхазии достаточно сложное, поскольку страна еще частично находится в блокаде. Многие первичные источники дохода, такие как туризм, там действуют лишь очень ограничено. Ну, а экономические проблемы довольно не сложно трансформировать в политическое недовольство. Поэтому ситуация в стране является пожароопасной.

На этой почве в любой момент возможно возгорание. Насколько сильным оно будет, определяется не только почвой, но и тем, какие семена будут на этой почве посеяны.

Мне кажется, Рауль Хаджимба не смирился с тем, что главные рычаги управления находятся не у него, и пытается что-то поменять. Думаю, есть и многие другие влиятельные абхазские деятели, желающие улучшить свое положение. Власть в любой стране насколько неоднородна, что раскол в ней наступает и под естественными причинами, и под прицельными ударами извне.

Российская власть тоже весьма неоднородна, но, по счастью, открытых взрывов такой силы, как в Абхазии, не говоря уже об Украине, не произошло. Вероятно, как раз потому, что украинские и грузинские примеры показали нам, к чему приводит такой раскол. Как сказал Отто фон Бисмарк, только дураки учатся на своих ошибках — я предпочитаю на чужих. Похоже, что российское общество действительно чему-то учится на чужих ошибках.

— То есть пока по имеющейся информации Вы склонны делать вывод, что происходящее в Абхазии — это борьба за власть между местными кланами и группировками?

— Да, в рамках уже доступной информации причиной происходящего в Абхазии является борьба за власть между кланами. Но это причина главная и только по имеющейся в данный момент информации. Несомненно, есть и многие другие основания для происходящего.

— Может ли это быть началом цепной реакции, представляющей волну протестов в других странах?

— Протестные события в одной стране для других чаще являются отрицательным примером. Поскольку мятежи обычно кончаются обширным букетом неприятностей, другие страны видят образец того, как делать не надо.

События, подобные «арабской весне», когда взрываются подряд несколько государств, происходят чаще всего потому, что во всех этих странах одновременно работают люди со стороны, считающие такой взрыв выгодным для себя. Протесты «арабской весны» в значительной мере происходили усилиями американских политтехнологов и на деньги нефтяных шейхов из стран Персидского залива. Полагаю, если вслед за Украиной и Абхазией взорвется еще что-нибудь, то это будет по причине установленных американских детонаторов.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика