Леонид Поляков: Луганск и Донецк не врут о числе жертв, но эти противоречия будут постоянными

Член Совета по правам человека при Президенте РФ, профессор Высшей школы экономики, политолог Леонид Поляков прокомментировал последние события и рассказал, как на ситуации отразятся намеченные на 25 мая выборы президента Украины

Фото: Russian Look

После того, как Донецкая и Луганская области объявили о своей независимости, ситуация на Украине накалилась ещё больше, а бизнесмен Ринат Ахметов призвал работников своих предприятий к забастовке. Член Совета по правам человека при Президенте РФ, профессор Высшей школы экономики, политолог Леонид Поляков прокомментировал последние события и рассказал, как на ситуации отразятся намеченные на 25 мая выборы президента Украины.

— Как Вы считаете, кто победит на выборах президента Украины?

— Я могу основываться только на данных опросов. Все они единогласно утверждают, что Пётр Порошенко имеет симпатии по крайней мере 46% людей, которые готовы принять участие в выборах. Речь идёт о том, что если часть неопределившихся проголосует за него же, то весьма предсказуема победа Порошенко в первом туре.

— Как результат выборов изменит положение дел на Украине — смогут ли результаты выборов нивелировать конфликт между отделившимися республиками и официальной властью Киева?

— По поводу Порошенко — если верить опросам, те, кто собираются за него голосовать, таят надежду, что он сможет выступить неким посредником, модератором между западом Украины и юго-востоком. Трудно сказать, сможет ли он это реально сделать, так на юго-востоке есть две области, провозгласившие себя самостоятельными, их возвращение в Украину было бы осложнено многими факторами.

Пока непонятно, как после всех жертв, которые есть в результате этой карательной операции, люди в Луганске и Донецке согласятся признать власть пусть даже и избранного президента Украины. Мне кажется, что сам по себе новый избранный президент, да ещё и при весьма ограниченных его функциях, вряд ли сможет что-то поменять. Теперь ведь Украина будет парламентско-президентской республикой, а не президентской, как это было, когда избирался Янукович. Судя по всему, полномочия нового избранного президента не позволят ему стать решающей фигурой в процессе национальной консолидации.

Всё равно потребуется какой-то общенациональный диалог с участием всех органов власти, учитывая, насколько сейчас силён раскол внутри самой украинской власти. К примеру, Юлия Тимошенко находится в резкой оппозиции по отношению к Порошенко, а она может рассчитывать на довольно значительную поддержку и в элитах, и в массах — неслучайно она угрожала третьей волной Майдана. Я предвижу, что в любом случае выборы 25 мая не разрешат проблем, перед которыми стоит сегодняшняя Украина.

— Пресс-секретарь «народного мэра» Славянска Вячеслава Пономарёва и сам Пономарёв несколько раз расходились в оценке количества жертв. О чём это говорит?

— Это говорит о том, что те органы власти, которые созданы в Луганской и Донецкой области — это только первая попытка как-то организовать сопротивление в ситуации, когда идёт карательная операция, и понятно, что требовать от властей жёсткого порядка организации и чёткого функционирования, в том числе и в получении информации, невозможно. Это во многом импровизация, всегда так бывает, когда орган создают в условиях практически гражданской войны.

— То есть Вы не считаете, что они врут?

— Нет, Луганск и Донецк не врут о числе жертв, но эти противоречия будут постоянными. Здесь ведь разные источники информации, и нет единой базы, безусловно, в организации таких брифингов, когда кто-то должен представлять консолидированную позицию власти. Создание органов власти идёт на ходу, поэтому такие ошибки, накладки, противоречия постоянны.

— В ночь на 22 мая произошли столкновения между ополченцами Славянска и силами Нацгвардии, при этом представители Нацгвардии утверждают, что на их лагерь напали, а ополченцы утверждают, что это Нацгвардия начала обстрел частных домов. Кому верить в таких ситуациях?

— И тем и другим, или никому. Идёт война, и ни один из участников этой войны не будет признавать себя виновным. Но поскольку идёт так называемая «антитеррористическая операция» и войска Украины вошли на территорию этих республик, то изначально понятно, что они нападающие. Они осуществляют агрессию, а силы самообороны осуществляют именно самооборону. В связи с этим даже если силы самообороны в данном конкретном случае нападают, то они всё равно осуществляют самооборону.

— Недавно Ринат Ахметов высказался за единую Украину с децентрализованной властью. Также он организовал митинги для работников своих предприятий и призвал их к забастовке в знак протеста против сепаратистов. Чего он этим хочет добиться?

— Ахметов прежде всего защищает свой бизнес, свои имущественные права на горнодобывающее предприятие. Уж какими путями он стал владельцем всего этого — это уже другой вопрос, но его интерес исключительно в том, чтобы сохранить свои бизнес-позиции, свои активы и при этом ещё добиться того, чтобы центральная власть располагала как можно меньшим контролем над его бизнес-владениями. Это чисто прагматическое, во многом даже циничное заявление, потому что его наигранный патриотизм базируется целиком и полностью на том, чтобы в результате всех потрясений не потерять собственный бизнес. Впрочем, чего другого ожидать от человека с состоянием в 18 миллиардов, человека, у которого реальная угроза потери этих активов, в том числе и в результате начатой национализации?

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика