Уроки Крыма и грабли российской истории
Российская власть решила, что пора объяснить, «что к чему» во всей этой кутерьме вокруг Украины, тем людям, которые отвечают за будущее нашей страны — нашим школьникам
Российская власть решила, что пора объяснить, «что к чему» во всей этой кутерьме вокруг Украины, тем людям, которые отвечают за будущее нашей страны — нашим школьникам. Министерство образования и науки России подготовило материалы для школьных уроков об историческом значении для России Крыма и Севастополя. Правда, сама инициатива несколько выходит за рамки только разговора о легендарном полуострове.
В России — как, в общем-то, и во всем цивилизованном мире — существует колоссальный интерес к истории. Зайдите в любой книжный и посмотрите, книжек по какой науке там больше всего.
В последнее время представители отечественного государства пытаются оседлать эту полезную склонность людей и направить потоки любопытства в нужное русло. Для многих лиц нашей власти история — это инструмент оправдания собственных действий и нынешних порядков в стране.
Присутствует четкое осознание (надо сказать, небезосновательное), что именно эта дисциплина позволяет подправить неверный угол зрения колеблющегося населения. Не пытаются же властители страны создать единый учебник физики. Зачем он им? А вот история в этом контексте обладает особой ценностью.
[:image:]
Разъяснение незрелым еще умам сути недавних событий является прекрасной идеей, которая может заложить чудесную традицию объяснения насущных вещей. Теперь по каждому животрепещущему поводу можно проводить разъяснительные уроки.
Разогнали правоохранители дубинками несакнционированную демонстрацию протеста — урок о роли полиции в истории российского государства. Ведь не каждый школьник сходу сообразит, что удары Жемчужного прапорщика по башке вшивого белоленточника — это сохранение конституционного строя и защита от посягательств на его, семиклассника, стабильное будущее и гарантированное процветание.
Прекрасным разъяснением сути конкретной исторической инициативы про Крым является ключевая рекомендация к таким урокам: «показать миротворческий и гуманистический характер действий России при защите своих геополитических интересов и русского, русскоязычного населения Крыма и Севастополя, оказавшегося в трудной ситуации в результате политического переворота в Украине».
И ведь не страшно, если бы школьники или даже учителя в процессе дополнительного внимания, уделенного проблеме Крыма, пришли к выводу, что характер действий России в этой ситуации «миротворческий и гуманистический». Ну чего в этом плохого?
Но проблема в том, что здесь Минобрнауки отталкивается от обратного, а значит, действия России априори «миротворческие и гуманистические». Другими действия такой великой страны быть не могут.
[:image:]
Следующее «пожелание» еще интереснее. Минобрнауки рекомендует дать учащимся представление о ВРЕМЕННОМ характере трудностей в дипломатических, политических и экономических отношениях с Украиной, «об отсутствии агрессивных намерений нашей страны в отношении братского соседнего государства».
Вот откуда у «криэйторов» этой инициативы уверенность, что характер этих самых трудностей временный? Друзья мои, будьте готовы, что любить нас на Украине, по крайней мере ее западной и центральной частях, не будут ещё долго.
Да, Крым наш. Можно радоваться и вопить во весь голос о том, что восторжествовала историческая справедливость. Я с этим даже могу согласиться. Но поймите, для Украины потеря Крыма — это настоящий шок. Да, они совершили революцию (или переворот, можете называть как угодно); да, свергли непонравившегося правителя, да, пришла новая власть, — однако расплачиваться за всё это потерей Крыма никто не был готов. И виновниками в этой ситуации они видят отнюдь не «Правый сектор» и «фашиствующих бандеровцев».
Для того, чтобы представить, как долго там будет сохраняться неприятный осадок, я бы посоветовал вспомнить отношение к русским, например, в Чехословакии после триумфального ввода наших войск в Прагу в 1968 году. Лет двадцать точно этот ненавидящий «осадок» просто витал в воздухе чешских пивных.
[:image:]
Для меня, человека, получившего историческое образование, история — это наука, позволяющая искать ответы, находить ошибки, извлекать уроки из прошлого, — и всё это для того, чтобы двигаться вперед и больше не входить в одну и ту же реку. Это только кажется, что всё новое устроено совершенно иначе и грабли уже не те.
Они, может, цвета другого, но механика движения древка после наступления на металлический конец этого инструмента остается всё той же.
Поэтому я горячий противник и единого учебника истории, и подобных инициатив. Ведь понятно, что в этой книге будет написано и для чего создаются подобные исторические задумки. Всё это воспитывает другой подход к истории: как к инструменту пропаганды, прикрытой красивыми словами о патриотизме и величии государства. В этом случае, увы, говорить об извлеченных уроках не приходится.
Что касается патриотизма, то совсем необязательно, чтобы подобные чувства поддерживали государственную линию. Помнится, один известный поэт когда-то написал:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Правда, сегодня Михаила Юрьевича Лермонтова за такую «странную любовь», возможно, назвали бы нацпредателем, а то и «пособником фашизма».