Федор Лукьянов: Россия ничего не выиграет. На Украине все только проигрывают

На Украину прибыл высокий гость. Вице-президент Соединенных Штатов Америки Джо Байден прилетел в страну для обсуждения мер содействия новым киевским властям

Фото: Федор Лукьянов // premier.gov.ru

На Украину прибыл высокий гость. Вице-президент Соединенных Штатов Америки Джо Байден прилетел в страну для обсуждения мер содействия новым киевским властям. Между тем руководство Украины обменялось с властями России взаимными обвинениями в невыполнении Женевских договоренностей от 17 апреля. Кроме того, стало известно, что Российская Федерация может отказаться от отправки своих наблюдателей на грядущие президентские выборы в соседней стране. Пояснить нынешнюю международную обстановку вокруг затянувшегося украинского кризиса мы попросили главу Совета по внешней и оборонной политике РФ, известного политолога и журналиста Федора Лукьянова.

– Вице-президент США Джо Байден прибыл в Киев. Это первый визит столь высокопоставленного руководителя США в страну после присоединения Крыма к России. Федор Александрович, что может означать визит настолько высокого гостя?

– Он означает стремление Вашингтона продемонстрировать поддержку сегодняшним украинским властям, дать понять: чтобы ни происходило — Соединенные Штаты на их стороне. Америка пытается как-то подкрепить дееспособность и легитимность нынешнего Киева, поскольку и то, и другое находится под большим сомнением. В общем, визит Джо Байдена — это понятный политический жест в стремлении поддержать своих партнеров.

– Насколько сильно сегодня зависят решения властей Украины от позиции США?

– С одной стороны, сильно зависят, потому что Соединенные Штаты — ведущий игрок в этой ситуации, а Украина действительно на них полагается, надеется и рассчитывает на поддержку. Киев не может, не хочет и не будет действовать вопреки воле США.

С другой стороны, нельзя сказать, что Америка полностью диктует украинским властям, что делать. Соединенные Штаты не очень понимают, что происходит и как дальше себя вести. США готовы политически и морально поддерживать Киев, они сами не уверены в том, насколько эти власти состоятельны и перспективны. Так что от украинских властей в Вашингтоне тоже ждут действий, которые докажут, что нынешний Киев является дееспособной силой.

– МИД России заявляет, что нежелание Киева остановить радикалов угрожает Женевским соглашениям. В свою очередь, МИД Украины обвиняет Россию в несоблюдении соглашений. Чем обусловлены эти взаимные обвинения?

– Прежде всего это обусловлено тем, что как таковых соглашений не было. Было заявление, некая декларация о каких-то общих принципах без малейшего закрепления механизмов того, как это делать и каким образом внедрять в жизнь. Рассматривать это как обязывающий документ невозможно.

Женевские договоренности — это скорее декларация, которая предусматривает наличие доброй воли ключевых игроков, которой сейчас явно нет ни с той, ни с другой стороны. Поэтому и идет такая политическая риторика. Ситуация не развивается так, как заложено в документе, подписанном в Женеве, его дух не соблюдается, но сам по себе документ юридически не обязывает что-то выполнять.

– Что может произойти в случае невыполнения этих договоренностей?

– Поскольку это не соглашение, «выполнение» или «невыполнение» — понятия в данном случае очень абстрактные. Здесь дело не в том, соблюдают их или нет: главное, идет ли процесс консультаций, переговоров и обсуждений, прежде всего внутри Украины, между представителями разных регионов, или нет. Если этого не будет, то продолжится достаточно хаотическое развитие событий, а именно де-факто расползание Украины на куски.

Поскольку Соединенные Штаты, не понимая что делать, исходят из того, что за все отвечает Россия, то скорее всего, Америка будет вводить следующий пакет санкций. Это, естественно, вызовет резкое недовольство Москвы и прочие вытекающие отсюда обстоятельства.

– Перед четырехсторонней встречей США, ЕС, России и Украины Вы писали, что один из вероятных путей, пролегающих от Женевской развилки — фиксация и обустройство второй «холодной войны». Сегодняшняя ситуация подтверждает этот вариант дальнейшего развития событий?

– Как мне и тогда казалось, это по-прежнему остается наиболее вероятным сценарием. Самое главное, что этот вариант для участников более понятный и простой. Опыт мировой политики после завершения «холодной войны» показывает, что все стараются действовать попроще.

– Россия может не направить своих наблюдателей на выборы президента на Украину. Как такое решение может повлиять на ход избирательного процесса?

– Начать следует с того, что избирательный процесс на Украине не идёт. До выборов остается месяц, но ничего не происходит. Это порождает серьезные сомнения в том, что они вообще состоятся. Если даже будет какой-то рывок недели за две до намеченной даты и власти в итоге проведут выборы, довольно сложно считать это полноценной избирательной кампанией и, соответственно, источником легитимной власти.

Отказываясь посылать наблюдателей, Россия заведомо обозначит позицию, что эти выборы мы законными не считаем. Тогда после выборов кризис просто перейдет в новую фазу.

– Что выиграет Россия в том случае, если выборы не состоятся?

– Россия ничего не выиграет. Украина — это такой регион мира, где все только проигрывают.

Если выборы не состоятся, то дальше появляется перспектива неконтролируемой фрагментации страны — нет законной власти, и каждый начинает жить так, как может. Причем это касается не только востока Украины, о котором сейчас все говорят, но и запада, где более убежденные, национально мотивированные люди, однако населению тоже всё надоедает.

В украинской прессе уже появляется мнение: мол, сдался нам этот Донбасс и вообще восток страны. Не надо нам, мы пойдем в Европу без них. Не хочу сказать, что это мейнстрим, но такие идеи существуют.

Украина выживет только в том случае, если будет понятный и быстрый процесс согласования нового устройства. Децентрализованного или федеративного — можно называть как угодно. Если, например, выборы отложат, а вместо этого начнут срочно делегировать представителей всех регионов для составления новой конституции, тогда есть шанс, что потом выборы состоятся и это приведёт к некой стабилизации.

Полагаю, если этого не будет, то Украина в ее нынешних границах перестанет существовать через некоторое время.

– Получается, что вариант развала государства реален уже в ближайшей перспективе?

– На Украине происходит острейший кризис не просто политической системы, как это было в начале, а государственности. Это не обязательно приведёт к концу этого государства, но такая возможность тоже существует. Что теперь это скрывать?

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика