Сергей Караганов: Украина обречена на бесконечный кавардак

Антикиевские бунты охватили Славянск - город со 120-тысячным населением на севере Донецкой области. Утром 12 апреля сторонники федерализации заняли райотдел милиции и горсовет. А в Донецке уже формируются спецотряды в помощь

Фото:

Антикиевские бунты охватили Славянск - город со 120-тысячным населением на севере Донецкой области. Утром 12 апреля сторонники федерализации заняли райотдел милиции и горсовет. А в Донецке уже формируются спецотряды в помощь.

О проблемах политического процесса в соседней стране, надеждах, возлагаемых на переговорный процесс, и о возможном выходе Российской Федерации из ПАСЕ мы побеседовали с деканом факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, членом Совета по правам человека при президенте РФ Сергеем Карагановым.

– 14 соратников Сергея Тигипко заявили о выходе из Партии регионов и создании оппозиционной партии. Сергей Александрович, как вы оцениваете шансы этой новой политической силы?

– Сергей Тигипко — один из немногих людей среди политиков Украины, которого я считаю достойным, приличным и конструктивным человеком. Однако проблема в том, что в этой стране нет государствообразующей элиты, поэтому Украина обречена бесконечный кавардак.  Политики здесь либо воруют, либо некомпетентны — либо и то, и другое.

К сожалению, каким бы ни был парадоксальным вариант с роспуском власти на уровне регионов, который предлагает Россия по своим собственным соображениям, это наиболее оптимальное развитие событий. Киевская власть Украину не удержит.

– Почему вы так уверены в отсутствии силы, способной эффективно управлять страной?

– Опыт почти 25 лет самостоятельного развития Украины при огромных субсидиях, которые она получала и с Запада, и, особенно, со стороны России, привели меня к абсолютной убежденности, что государствообразующей элиты в этой стране нет.

– Какие перспективы на сегодняшний день могут ожидать Партию регионов? Может ли она выиграть на всплеске протестных настроениях на юго-востоке Украины - Донецке, Харькове, Луганске, Славянске?..

– Я довольно хорошо знаю внутреннюю политическую ситуацию на Украине и полагаю, что ни одна из ныне существующих партий страны не имеет никакого будущего. Такое положение обусловлено тем, что социальная структура Украины очень подвижна.

– Как вы оцениваете перспективу проведения многосторонних переговоров с участием США, Евросоюза и Украины?

– Надеюсь, что когда-нибудь эти переговоры начнутся и приведут к тому, что внешние игроки договорятся о том, чтобы не бороться за будущее Украины, обеспечив ее минимальную государственную целостность при глубокой федерализации. Хотелось бы также, чтобы рано или поздно они договорились закончить холодную войну, которая в бархатных перчатках велась Западом на протяжении всех 25 лет с момента формального окончания противостояния социалистического и капиталистического блоков и привела к тому, что народ Украины в очередной раз стал пушечным мясом в геополитическом конфликте.

– Вы говорите «когда-нибудь» — значит, надежды на скорые многосторонние переговоры нет?

– Это вопрос абсолютно конкретной дипломатии. Когда Россия этого захочет и Запад реально созреет для того, чтобы серьезно договариваться, тогда это возможно. Если же начать переговоры прямо сейчас, я не исключаю, что они принесут результаты обратные желаемым, особенно в случае продолжения борьбы за Украину, нацеленной на то, чтобы она принадлежала кому-нибудь одному из внешних игроков.

– Как может повлиять на достижение договоренностей предложение России о включении кандидатов в президенты с Восточной Украины в многосторонний переговорный процесс?

– Сейчас речь идет о весьма незначительных дипломатических шагах и условиях — можно говорить о своеобразном торге перед торгом. Поэтому на данный момент здесь даже нечего обсуждать.

– Как изменится положение России, если вдруг мы выйдем из Парламентской ассамблеи Совета Европы?

– Положение России в этом случае никак не изменится. Однако несмотря на то, что ПАСЕ довольно вялая организация, выход из нее означал бы еще один шаг, сделанный Российской Федерацией в сторону анти-Европы. Но Европа всё-таки в каком-то смысле была материнской цивилизацией России. То есть фактически ничего страшного не произойдет, но нужно ли нам еще раз заявлять о своем уходе от Европы? Думаю, что необходимости в этом нет.

– Насколько вероятно, что Российская Федерация всё же решится выйти из ПАСЕ?

– Это очень легко осуществить. Повторяю, никаких реальных потерь, кроме общефилософских, от выхода России из ПАСЕ я не вижу.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика