01.04.2014

Николай Сванидзе: Украина под натовским зонтиком - констатация того, что Россия её потеряла

Россия не перестает обсуждать с ключевыми игроками Запада возможность превращения унитарной Украины в федерацию. При этом российский МИД в одном пакете с украинской проблемой ставит на повестку и вопрос о Приднестровье

Фото: Николай Сванидзе // Russian Look

Россия не перестает обсуждать с ключевыми игроками Запада возможность превращения унитарной Украины в федерацию. При этом российский МИД в одном пакете с украинской проблемой ставит на повестку и вопрос о Приднестровье. В то же время в самой Украине вовсю идет подготовка к грядущим президентским выборам. Последние события и возможные перспективы украинской политики мы обсудили с известным тележурналистом и правозащитником, членом Совета по правам человека при президенте РФ Николаем Сванидзе.

– Николай Карлович, как вы считаете, насколько реальна перспектива федерализации Украины?

– Украина действительно делится на несколько политических, культурных и экономических зон. Поэтому ее федерализация достаточно реальна, но это предмет решения народа и правительства Украины, а не Соединенных Штатов, России или кого бы то ни было еще. Это то, что будет решать сама Украина.

– Сегодня как раз создается впечатление, что вопрос о федерализации Украины решается между странами Запада и Россией, без учёта позиции самой Украины.

– В этом-то как раз ничего хорошего нет. Здесь у всех свои интересы, и у Запада, и у России, и немножко забываются интересы самой Украины. Не считая ее за игрока за столом, держат Украину, как говорил Штирлиц, за болвана в старом польском преферансе. А она не болван в старо польском преферансе, она сорокапятимиллионная европейская страна.

Думаю, что в конечном счете тигры немножко поцапаются и помирятся, а Украина будет сама решать свои проблемы.

– Будет ли достаточно выполнения условия о федерализации Украины, чтобы исключить возможность военного вторжения России?

– Смотря что стоит за этим предложением. Что значит условие? Россия кому ставит это условие? Это мне не совсем понятно. Если за предложением России о федерализации стоит лукавая идея сработать в восточной Украине по крымскому «сценарию», то есть через федерализацию Украины наложить мягкую дружескую лапу на украинский восток, тогда военное вторжение будет избыточным и лишним. Но, судя по всему, оно и так маловероятно. Военное вторжение — это такая штука, которая должна быть внезапной, а сейчас уже так много об этом говорят, что вряд ли оно будет возможным.

– Как ситуация на Украине может повлиять на изменения фактического или формального положения Приднестровья?

– Приднестровье — это отдельная тема. Тем не менее, если в результате многочисленных переговоров и политически игр отпадет идея решать извне проблему Украины, то тогда отпадет и идея решать извне проблему Приднестровья. Могу ошибаться, но я не вижу варианта, при котором Россия откажется от идеи усилить свое присутствие в восточной Украине, разменяв ее на Приднестровье. Если устаканится ситуация между Россией и Украиной, то она устаканится и между Россией и Приднестровьем. Хотя повторю, что здесь связь косвенная, [скорее даже] психологическая, но она присутствует.

– Исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов заявил, что отказ от внеблокового статуса Украины остро стоит на повестке дня. Насколько реально вступление Украины в НАТО?

– Вступление Украины в НАТО сегодня абсолютно нереально — и в НАТО не ждут Украину, и, судя по социологическим опросам, народ Украины тоже туда не рвется. Поэтому де-юре сейчас и в обозримом будущем это невозможно.

Однако де-факто Украина может примкнуть к НАТО, не вступая юридически в организацию, и оказаться фактически под натовским зонтиком. Такой вариант абсолютно не исключен. Мало того, мне он представляется достаточно реальным как следствие всех операций, связанных с Крымом, и нынешнего состояния российско-украинских отношений. Это будет как раз констатация того факта, что Россия, приобретя Крым, потеряла Украину как дружественного соседа.

– Еще совсем недавно Владимир Кличко входил в оппозиционное «трио» Майдана и напрямую участвовал в переговорах о судьбе страны. Однако сейчас он отказывается идти на президентские выборы: 29 марта на съезде партии УДАР он объявил о решении баллотироваться на должность мэра Киева, поддержав Петра Порошенко как кандидата в президенты. С чем связано такое изменение?

– Думаю, что, взвесив все «за» и «против», Кличко решил переждать. Он сделал вывод, что время работает на него и сейчас ему легче идти в кильватере господина Порошенко, а не рваться самому в первые ряды. Поэтому Кличко решил идти не на всю Украину, а только на Киев. Это его расчёты. Не исключаю, что его расчеты верны — у Петра Порошенко больше шансов [на выборах президента Украины], чем у Виталия Кличко. Лидер партии УДАР не хочет начинать свою серьезную политическую карьеру с поражения. Наверное, здесь он прав.

– Будут ли кандидаты с четкой антироссийской риторикой иметь преимущество на гудящих выборах президента на Украине?

– Боюсь, в результате всего того, что мы наблюдали в последнее время, любой кандидат, который планирует рассчитывать на что-то на Украине, будет выступать с достаточно четкой антироссийской риторикой. Не русофобской, не антирусской, а именно антироссийской, то есть направленной против нынешней политики российского государства, против нынешней политики российского руководства. Думаю, что с такой позицией выступят все основные кандидаты в президенты Украины.

– В Государственную думу внесен законопроект о запрете на иностранное гражданство для высокопоставленных госслужащих. Для чего могут приниматься такие меры?

– Известная формула — национализация элит. Президент Путин давно уже пришел к выводу, что если у государственного чиновника есть собственность, счета, недвижимость за рубежом или, наконец, гражданство в «хорошей» стране, не в России, то никто не знает, из каких побуждений он будет принимать то или иное решение в какой-то критической ситуации — будет ли он его принимать как российский государственный деятель или как человек, имеющий интересы в другой стране. Здесь, безусловно, есть своя логика.

Поэтому президент решил сузить и сгруппировать интересы российской правящей группировки, чтобы локализовать их исключительно в России. Данное предложение просто находится в русле этой идеи.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика