03.03.2014

Как нарастал политический кризис в Крыму

Новость о возможном военном вмешательстве России в ситуацию в Крыму моментально стала главным мировым событием. Мы решили вспомнить, как нарастало напряжение в Крыму на протяжении последних месяцев

Фото:

Новость о возможном военном вмешательстве России в ситуацию в Крыму моментально стала главным мировым событием. Мы решили вспомнить, как нарастало напряжение в Крыму на протяжении последних месяцев.

1. Крым в борьбе против Евромайдана

Ни для кого не секрет, что Крым занимает особое место в украинском государстве и всегда отличался особым отношением ко всему происходящему внутри страны. Мощная пророссийская ориентация и однозначно негативное отношение к веяниям с западной Украины с самого начала поставили население полуострова в жесткую оппозицию ко всему происходящему на Майдане.

Политолог Валерий Хомяков подчеркивает исторически сложившуюся пророссийскую ориентацию полуострова:

- Крым всегда был автономным от Киева, еще в советские времена, несмотря на то, что входил в состав Украинской Советской Социалистической Республики. Он был больше завязан на Москву в силу очень многих обстоятельств, в том числе и потому, что там отдыхали главы государства, советские руководители. Поэтому он никогда не были киевским, он был больше московским.

Эта «московскость» начала проявляться практически с самого начала событий, взбудораживших всю Украину. Уже 1 декабря 2013 года в ответ на огромный митинг в Киеве городской совет Севастополя призвал Владимира Путина ввести на полуостров российские войска. Затем ситуация несколько поутихла, и беспокойство крымчан спало. Однако новая протестная волна уже в январе-феврале 2014 года не на шутку встревожила многих жителей автономии, и в конце января крымский парламент начал настойчиво требовать введения чрезвычайного положения в стране. Не дождавшись решительных действий от Виктора Януковича, 5 февраля Верховный совет Крыма обратился к России с просьбой защитить автономию. В тот момент Москва никак не прореагировала на мольбы о помощи, однако прореагировало главное следственное управление Службы безопасности Украины, которое открыло уголовное производство по факту приготовления к посягательству на территориальную целостность страны. Процесс ничем не закончился, но осадок, как говорится, остался.

В желании Крыма пересмотреть взаимоотношения со столичными властями журналист Максим Шевченко видит серьезную финансовую подоплеку:

- По Крыму видно, сколько денег выделялось Киевом. В богатейшем курортном месте разорение, страшные дороги. Эта зависимость регионов Украины от коррумпированного Киева, в котором то оранжевые, то бело-голубые, то вообще непонятно кто, - она надоела всем и по всей Украине. Она Крыму надоела ничуть не меньше, чем Львовской области или Ивано-Франковской области, или Донецкой области. Я думаю, что альтернативы федерализации Украины, созданию демократической федеративной украинской державы, просто нет. Придется Киеву об этом договариваться. Я лично полагаю, что в Киеве найдутся разумные люди, которые сумеют повести разговор так с регионами, что это приведет к решению вопроса на основе принципов политической легитимности.

При всей любви большинства крымчан к российскому государству, ощутимая часть жителей полуострова стоит на прямо противоположных позициях. Речь идет, конечно, о крымских татарах, составляющих, по разным оценкам, 12%-15% населения автономии. Представители крымско-татарского народа не только одобряли Майдан, но и активно наращивали свое присутствие на протестных акциях в Киеве, отправляя представителей своей общины с территории полуострова.

Роль крымских татар в жизни полуострова подчеркивает Максим Шевченко:

- Достаточно небольшой - 300 тысяч - крымско-татарский народ является фундаментом стабильности и мира в Крыму. Не большинство делают погоду, а погоду делают те, кто сконцентрирован, собран.

[:image:]

2. Крым после победы революции

22 февраля президент Украины Виктор Янукович неожиданно покинул Киев, и силы Майдана одержали верх в борьбе за власть. Руководство полуострова было совсем не готовы в одиночку противостоять революционной волне, и 23 февраля премьер-министр Крыма Анатолий Могилев заявил, что власть в автономии будет выполнять решения Верховной рады Украины, а силовые структуры региона подчинятся назначенным парламентом руководителям.

В ответ на это около двух тысяч людей вышили в Симферополе на митинг с протестом против «бандеровщины», заявляя, что не признают новую власть в Киеве.

[:image:]

Валерий Хомяков убежден, что в получении большей независимости от Киева в первую очередь заинтересованы крымские элиты, которые используют проживающий на территории полуострова народ. По его словам, эти силы «используют историческое тяготение тех людей, которые живут в Крыму».

- Они [жители Крыма] действительно во многом ощущают себя представителями русской культуры и по языку, и по менталитету. И их используют самым наглым образом одни политики, вторые политики… Поэтому в данной ситуации, конечно, это элитные разборки.

Если вдруг Крым каким-то образом окажется под юрисдикцией самостоятельного государства либо государства, которое войдет в состав Российской Федерации, это будет означать одно: туда приезжают русские олигархи, начинают скупать земли со всеми последствиями. Никаких геостратегических, геополитических и прочих целей ни у кого нет. Есть обычный дележ земель, потому что Крым - это действительно лакомый кусок, - говорит политолог.

[:image:]

3. Крым и первая официальная реакция России

Первая реакция со стороны России на призывы Крыма вмешаться в ситуацию последовала 25 февраля. На территорию автономии прибыла группа российских депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по делам СНГ Леонидом Слуцким, который заявил, что Россия желает сохранить территориальную целостность Украины, но в случае принятия Крымом решения о присоединении к РФ готова рассмотреть его.

[:image:]

Такой реакции российской стороны было достаточно для придания нового импульса пророссийскому движению. В этот же день в Симферополе митингующие подняли над зданием парламента Крыма флаг России и объявили о начале бессрочной акции протеста против смены власти в стране.

Почему же российская сторона так долго молчала и впервые продемонстрировала поддержку крымчанам только в конце февраля? Валерий Хомяков считает, что президент Владимир Путин до последнего момента рассчитывал на разрешение ситуации на Украине в целом, поэтому вмешиваться отдельно в крымскую ситуацию было незачем:

- Россия почему-то в наивности своей надеялась на то, что Янукович применит силу, докажет, что он «не тряпка», как его об этом просил экс-президент Дмитрий Медведев. В результате Янукович оказался там, где оказался, куда его отправила история в лице украинского народа и украинского общества. Думали, что там можно решить вопросы так, как рассказывали советники Владимира Путина. Он считал, что надо дать денег, и все успокоится, не понимая смысла происходящего. А дело не в социальных проблемах. Народ на Майдане стоял всю зиму не потому, что кому-то не заплатили зарплату. Народу надоело, что он обманут. Так и вышел на улицу и всю зиму прозимовал на Майдане, - утверждает эксперт.

[:image:]

Так или иначе, 26 февраля в Симферополе прошли две крупные акции противоположной направленности: митинг пророссийских сил и митинг крымских татар за единство Украины. Близость друг к другу обоих мероприятий привела к потасовкам, в результате которых пострадали около 30 человек.

4. Крым и «неизвестный спецназ»

Странные события начинают происходить 27 февраля в Симферополе. Несколько десятков прекрасно вооруженных людей организованно и быстро, без жертв и пострадавших, захватывают здание Верховного совета и Совета министров Крыма. Эти люди заявляют, что они являются «представителями самообороны русскоязычных граждан Крыма», при этом никаких требований не выдвигают. В тот же день парламент Крыма принимает решение о проведении референдума об уточнении статуса автономии 25 мая (позже он будет перенесен на 30 марта) и назначает нового главу правительства региона, которым становится глава всекрымского общественно-политического движения «Русское единство» Сергей Аксенов.

Максим Шевченко уверяет, что захват здания Верховного совета был осуществлен местными активистами.

- Захват Верховного совета Крыма - это бывшие военнослужащие, которые проживали здесь в Крыму, которые раньше служили в спецподразделениях. Собрать их не составляло большого труда. Многие из них всегда сотрудничали с русской общиной Крыма. Этот захват ничем не отличается от тех захватов административных зданий, которые мы наблюдали в Киеве, которые постепенно осуществляли деятели Майдана, которые заходили в министерства, заходили в мэрии, заходили в правительственные здания, пытались ворваться в Верховную раду Украины во время битвы на [улице] Грушевского. Насилие порождает ответное насилие. Поэтому рассматривать события в Крыму вне контекста событий в Киеве даже как-то странно, - заявляет журналист.

[:image:]

Вскоре появляются сообщения о передвижении российской бронетехники на территории полуострова. 28 февраля вооруженные люди проникают в аэропорт Симферополя. В Крым приезжают множество российских политиков, в том числе лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

Звеньями одного продуманного плана считает события в Крыму 27-28 февраля Валерий Хомяков:

- Какие отряды самообороны с воинским вооружением? Это наши войска были - понятное дело, без опознавательных знаков. Тут все очевидно, по-моему.

При этом в качестве одной из версий, объясняющих начало решительного вмешательства российской стороны, политолог выдвигает предположение о влиянии на президента России его личного окружения:

- Я думаю, что кто-то подталкивал Владимира Путина к этому безумному шагу. Главная цель (или, может быть, отчасти главная) - чтобы Владимир Путин на этом сломал себе шею. Как вариант: с целью того, чтобы у нас в стране пришли к власти «ястребы». Такие есть, к сожалению, в нашем руководстве. Фамилии называть пока преждевременно, но это очень опасная линия. Вплоть до того, что могут к власти прийти люди, которые будут заниматься здесь откровенным террором, как это было при Сталине. Как-то мне не очень хочется вернуться в 37-ой год, и многим нашим российским гражданам тоже.

[:image:]

5. Крым на грани военного вмешательства

В первый день весны события начинают развиваться стремительно. Утром недавно избранный премьер-министр Крыма просит Владимира Путина о помощи в обеспечении мира на полуострове. Через некоторое время информацию о попытке захвата здания МВД автономии публикует российский МИД, который обвиняет в этом Киев и призывает к сдержанности тех людей, которые отдают подобные приказы: «Считаем крайне безответственным дальнейшее нагнетание и без того напряженной обстановки в Крыму», - говорится в заявлении.

Днем Владимир Путин принимает решение инициировать использование вооруженных сил на территории Украины. В ответ на это спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявляет, что ограниченный контингент действительно может быть введен на территорию Украины для обеспечения безопасности Черноморского флота и российских граждан. Мировые СМИ взрываются сообщениями о грядущей войне.

Через пару часов решается последняя формальность – Совет федерации единогласным решением разрешает президенту ввести войска на территорию Украины. Однако пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявляет, что окончательное решение еще не принято.

[:image:]

Сейчас эксперты расходятся во мнениях как в оценках действий российских властей, так и в предположениях о дальнейшем развитии событий. Безусловно одно: ситуация нестабильная и может измениться в любую минуту.

Валерий Хомяков:

- Раньше была такая идея: борьба за мир. Этой борьбой за мир, к сожалению, российское руководство не стало заниматься. Оно выбрало иной, самый бестолковый сценарий, и наступило на все грабли, на которые только могло. Я в удивлении: как будто у нас во главе страны встал политик, который только что на свет родился, младенец в политике. В результате выбран вариант угрозы ввода войск. Это мне напоминает другого нашего известного политика, Хрущева Никиту Сергеевича, который в начале шестидесятых решил вывезти ракеты на Кубу, в результате возник так называемый Карибский кризис, когда весь мир встал на уши и чуть было не началась третья мировая война. Здесь что-то похожее наблюдается.

Максим Шевченко:

- Россия никогда не занималась ни украинской политикой, ни тем более крымской. Все это было на глубокой периферии российской политической мысли. Но ситуация очень сильно меняется, надо уметь вникать в детали и понимать расклад, который существует в том или ином регионе. Я считаю, что те люди, которые говорят об отделении Крыма от Украины, являются просто безответственными людьми. Уверен, что это не позиция президента Российской Федерации, потому что эта позиция противоречила бы интересам Российской Федерации и втягивала бы ее в такие далеко идущие и непредсказуемые политические конфликты, которые чреваты настоящей войной, чего не хочет ни один вменяемый человек в России. Я думаю, что речь идет просто о защите прав народа Украины и о достижении статуса очень серьезной и широкой автономии Крыма в составе Украины.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика