Броня для президента

Москва в дыму от пожаров, дым сгустился даже над Кремлем. Это неприятно, но всерьез безопасности пока не угрожает: сердце страны бьется в нормальном ритме. Гораздо больше опасностей подстерегают первых лиц государства в пути, на дороге. Насколько надежно они застрахованы от чрезвычайных ситуаций? «Собеседник» решил разобраться в устройстве и стоимости спецавтомобилей для слуг народа.

Как остановить пулю

В начале июня бронированный автомобиль Путина наехал на непонятный предмет на Кутузовском проспекте столицы и повредил колесо. Пока общественность смаковала новость, специалисты по бронированию напомнили, что некоторые машины могут ездить и с пробитыми колесами. Для этого под протектором размещают специальную резиновую вставку, которая позволяет продолжать движение с поврежденной покрышкой. Неважно, был ли это выстрел снайпера или просто злосчастный гвоздь на дороге – вставка позволяет избежать экстренной остановки и немедленно покинуть опасную зону.

Понятно, что укрепить можно не только колеса. Особенно это актуально для первых лиц государства, которых ежедневно нужно беречь не только от случайностей, но и от возможных покушений. И надо сказать, защищают их хорошо. Бронемобили, на которых возят Медведева и Путина, изготовлены за рубежом по последнему слову техники безопасности. В частности, для инаугурации нашего нынешнего президента было заказано эксклюзивное шасси, бронированное у «Карат дюшателе».

– В настоящий момент в России просто не существует той технической базы, которая могла бы составить конкуренцию ведущим мировым производителям, – рассказал нам специалист ФСО. – Да, у нас есть автомобили для парадов и легкие броневики для инкассации, которые имеют небольшой класс защиты – третий по ГОСТу. Это защищает в лучшем случае от пистолетов, или, как у нас говорят, «от камней». Нападения же, как правило, осуществляются с использованием мощного оружия и специальных боеприпасов. Так что для защиты высокопоставленных чинов используется класс защиты В7, который может обеспечить только заводская бронировка.
Главные защитные качества закладываются в модель еще на стадии проектирования и воплощаются в жизнь на заводе в процессе производства. Из бронематериала изготавливается не только кузов, но и многие другие детали – связующие узлы, подвеска. Одно фирменное стекло для бронированного 600-го «Мерседеса» обойдется более чем в полмиллиона рублей, а вся машина под заказ от официального дилера – в 15 с половиной миллионов. Зато потом уже неважно, что будет – авария, ДТП, стрельба из автомата или взрыв – производитель идет на все, чтобы даже в таком случае остаться «белым и пушистым».

Дороговизна бронированных машин заключается не только в технологии и огромных объемах работы. Замена стекол и установка брони под наружную оболочку кузова занимает от 3 недель до 4–6 месяцев, поэтому стоимость качественного заводского бронирования начинается от 100 тысяч долларов. Отдельная статья расходов – стоимость самих бронематериалов.

– Обычно для изготовления брони используются нержавеющая сталь особых марок и различные сплавы, – рассказывает научный сотрудник Физического института РАН Денис Шепель. – Или армиды – это термостойкие материалы, которые используются также для изготовления бронежилетов и шин. Специальные марки сталей содержат хром и легирующие добавки из молибдена, вольфрама. Цена таких сталей может превышать цены на обычные материалы в несколько раз.

Можно сделать дешевле


Впрочем, помимо заводской, есть и другой вариант бронировки – подешевле. Машину можно купить за границей, а инсталлировать в конструкцию бронеплиты  в России. Это удовольствие тоже не для среднего класса, но цены в разы дешевле, чем у крупных мировых компаний. Например, в Нижнем Новгороде можно заказать бронемобиль на базе 500-го «мерина» «всего» за 9 миллионов 800 тысяч рублей. Если машина своя, бронировка будет стоить около 6 миллионов. Такая броня тоже способна защитить от пули, но степень безопасности, конечно, будет пониже.

Увы, почувствовать разницу можно лишь в страховом случае. Яркий пример – прошлогоднее покушение на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Террорист-смертник взорвал свой автомобиль рядом с президентским броневиком, который разлетелся на составляющие. Водитель и охранник погибли, а президента спасло то, что он держался за ручку и его «вынесло» из машины вместе с дверью. Десять дней Евкуров был без сознания, врачи боролись за его жизнь. Между тем в апреле 2004 года было похожее покушение на прежнего президента Ингушетии Мурата Зязикова. Мощность взрыва была еще сильнее, но бронемобиль лишь слегка покорежило снаружи. Пассажир получил легкие ранения и небольшие ожоги и в тот же день отправился на работу. Вот она, разница между «родной» бронировкой и послезаводским инсталлированием. Зря Евкуров отдал тот бронированный «Мерседес», что остался от Зязикова, министру внутренних дел.

Внимание: «танки» на дорогах!

В основном частные фирмы берутся бронировать машины для глав регионов и бизнесменов. На спрос не жалуются. Заказчики бронируют машины не только для себя, но и для жен и детей, чтобы быть спокойными за близких. В случае ДТП хорошая бронекапсула дает пассажирам дополнительные шансы.

Ежедневная опасность исходит не от пули снайпера, а от самой дороги. Есть граждане, для которых ПДД не писаны – например счастливые обладатели депутатских корочек: их езда по встречке наводит ужас на остальных водителей. Но если моя старенькая «Нива», на которой я вожу картошку с дачи, столкнется с машиной депутата, летящей по встречке, виноват буду я. А если попадусь не я с картошкой, а… другой депутат? Поэтому, чтобы не повредить ум, честь и совесть нашей эпохи, слуги народа и бронируют свои машины.

береженого бог бережет

Даже самая крепкая броня не спасет, если пользоваться ею небрежно. Подтверждение тому – случай с бывшим депутатом Госдумы, Героем России Русланом Ямадаевым, который был расстрелян в сентябре 2008 года за рулем хорошего современного бронемобиля. Убийство произошло средь бела дня на Смоленской набережной – в двух шагах от Белого дома. Переднее боковое стекло черного «Мерседеса», который вел Ямадаев, было слегка приспущено. На светофоре к машине подошел неизвестный в маске, просунул в щель окна дуло автомата и одним нажатием курка выпустил весь рожок. Водитель погиб, а пассажир – бывший военный комендант Чечни генерал-полковник в отставке Сергей Кизюн был тяжело ранен.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика