Как Нидерланды прощались с королевой Беатрикс

В Нидерландах случилось то, чего не происходило последние 123 года: на престол взошел монарх-мужчина Виллем-Александр. Его мать Беатрикс добровольно отказалась от короны в пользу сына. Репортер «Собеседника» оказалась в числе немногих счастливчиков, кто наблюдал за уникальной церемонией, стоя от королевских особ на расстоянии вытянутой руки

В Нидерландах случилось то, чего не происходило последние 123 года: на престол взошел монарх-мужчина Виллем-Александр. Его мать Беатрикс добровольно отказалась от короны в пользу сына. Репортер «Собеседника» оказалась в числе немногих счастливчиков, кто наблюдал за уникальной церемонией, стоя от королевских особ на расстоянии вытянутой руки. 

Все продается. Кроме короны 

К торжеству простые голландцы стали готовиться загодя и весьма своеобразно. За три дня до церемонии все улицы Амстердама и в центре, и в спальных районах были испещрены большими крестами из широкого скотча. Рядом с крестами – таинственные надписи: «В 5 утра у Альберто», «Ножи, вилки, ложки», «Приходи к тете Соне голодным». Первая мысль: место для парковки машин, что ли, они так забивают? Оказалось – не для машин. Для торговли.

– Раз в год, в День королевы, который отмечается весной, – объяснила мне одна голландка, – нам разрешено с утра до ночи продавать все, что есть в доме, и не платить при этом налоги! Лично я приду за тарелками и чашками: живем небогато, цены в магазинах высокие, покупка с рук для меня – отличный способ сэкономить и докупить наконец недостающую посуду.

Первые торговцы вышли на улицы в час ночи. К утру город превратился в один большой базар: книги, игрушки, одежда.

Набродившись вдоль торговых рядов, я отправилась на главную площадь города – Дам, где располагается королевский дворец. Километров пять пешком, но не из экономии, просто все трамваи и автобусы, едущие в центр, были отменены из-за наплыва людей.

Всем бесплатно раздавали оранжевые короны – видимо, чтобы каждый мог почувствовать себя царской особой.

К охране исторического мероприятия власти отнеслись просто. Выставили на площади Дам несколько тысяч полицейских – и... никаких проверок! Даже тех, кто с ночи занимал место поближе к дворцу, не шмонали, хотя многие были с увесистыми сумками-баулами. Как мало это походило на инаугурацию Путина, когда его кортеж мчался по пустым, зачищенным улицам.

При этом на площади перед королевским дворцом можно было делать все что душе угодно. И даже пи€сать. Что многие и делали прямо под стенами дворца. Всем было весело и без Беатрикс с сыном.

А когда ровно в 10.30 появились они, многотысячная толпа взревела от радости. Некоторые и вовсе прослезились. Мне даже обидно стало за старушку – неужели она так плохо правила, что все рады ее уходу? Да нет же, объяснили мне: все дело в том, что в Голландии любят молодых, а Беатрикс уступила дорогу сыну. Кстати, ее мама и бабка тоже добровольно отрекались от престола в пользу дочерей. Беатрикс еще в прошлом году сняла бы корону, но случилось несчастье: ее средний сын, катаясь на лыжах в Австрии, попал под лавину и до сих пор лежит в коме.

Отказавшись от титула королевы, она стала просто принцессой. А на верность народу присягнул ее сын Виллем-Александр.

Британская Камилла с неприступным лицом

Поздравить нового короля собрались особы голубых кровей из других королевств. Дамы все как одна – с величавой осанкой, лихо закрученными прическами, в строгих длинных закрытых платьях, как положено по протоколу. Каждая принцесса, однако, постаралась привнести в свой наряд изюминку. У кронпринцессы Швеции Виктории вырез на бежевой юбке доходил почти до середины бедра: еще чуть-чуть – и трусы были бы видны. Самое глухое и невыразительное платье надела Камилла, герцогиня Корнуольская. Зато как на нее смотрел муж – пожалуй, самый известный монарший сын в мире – принц Чарльз! Его глаза были наполнены любовью и нежностью. А вот на церковь Чарльз поглядывал с грустью. Может, устал быть «вечным принцем»? Может, надеется, что и его мать последует моде на отречение?

«Жить без короля не сможем!»

«Собеседник» стал единственным печатным изданием, которому удалось в эти праздничные для голландцев дни поговорить наедине с главой правительства Нидерландов 46-летним Марком Рютте.

– Вы старше новоиспеченного короля всего на 2,5 месяца! Как думаете, сработаетесь со своим ровесником?

– Уверен, Виллем-Александр еще меньше будет заниматься политикой и давать мне советов, так что у меня появится практически полная свобода.

– Повезло вам.  А чем нидерландская монархия, на ваш взгляд, отличается от всех других в Европе?

– За все страны не скажу, но знаю точно, что в Нидерландах народ очень-очень любит своего монарха. Королева для нас всегда была символом единства, любви, заботы. Она всегда со своей страной – и в горе, и в радости. Мы настолько привыкли к королевскому дому, что даже я, премьер-министр, могу заверить, что точно не сможем без него жить.

Виллем-Александр Клаус Георг Фердинанд, принц Оранский, родился 27 апреля 1967 года в Утрехте. В 1981 году переехал в Гаагу и отучился в Первом открытом христианском лицее. Прошел службу в Королевских морских силах, затем окончил Лейденский университет, где изучал историю. 02.02.2002 женился на аргентинке Максиме Соррегьете. Неравнодушен к гидротехнике, авиации, спорту. С 1989 г. – член Международного олимпийского комитета. Ежегодное жалованье короля составит 825 тыс. евро.

Читайте также:

Самоубийство Александра Долматова — судьба российской оппозиции?

Самые необычные дома в мире

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика