Что принесёт власти и оппозиции суд над Алексеем Навальным?

За процессом по делу «Кировлеса» очень важно следить всем политически активным гражданам России — несмотря на то, что у них нет ни малейшего шанса каким бы то ни было образом повлиять на его исход

За процессом по делу «Кировлеса» очень важно следить всем политически активным гражданам России — несмотря на то, что у них нет ни малейшего шанса каким бы то ни было образом повлиять на его исход.

Те, кто полагает, что массовые и не очень митинги в поддержку подсудимых способны изменить решение судьи или смягчить тех, кто это решение на самом деле принимает, наивны. Те, кто считает, что массовые протесты против политических судилищ напугают власть и сделают её ещё более беспощадной, льстят себе. Следует признать, что пока ситуация в российской политике целиком и полностью находится под контролем.

Массовое недовольство граждан будет нарастать, но будет связано, как это обычно и бывает в России, с уровнем жизни, а не с недостатком демократических свобод. «Прямая линия» Владимира Путина с россиянами, прошедшая в четверг, была одной из самых острых за последнее время. То, что ответы президента, в свою очередь, были смазанными как никогда, говорит о том, что во власти не очень хорошо представляют себе, что делать, если вдруг пропадёт российская небесная манна небесная, то бишь нефтедоллары.

Сколько ещё протянет путинская Россия — страна, которая может себе позволить любое расточительство, потому что зарабатывает больше, чем успевают украсть? Ответ на этот вопрос нужно искать не у политологов, а у экономистов. Подобное понимание, казалось бы, не располагает к политической активности. Ведь если, повторим, от митингов в защиту Навального не будет никакого толку, как и от митингов в защиту «Pussy Riot», и от митингов по делу «ЮКОСа» — зачем же сторонникам Навального в них участвовать?

Нынешний режим пожирает всё, до чего может дотянуться — и при этом не растёт, а только заплывает жиром. Множество людей поддерживают его, но когда это чудовище лопнет, ни один из тех, кто готов был защищать его с пеной у рта, не повинится — такова особенность человеческой психологии. Виноваты будут кто угодно, в диапазоне от евреев до инопланетян — но только не молчаливое большинство, чьё молчание (или сытое чавкание — как будет угодно) долгие годы служило оправданием и политическим репрессиям, и проеданию собственного будущего в масштабах целой страны.

В этих условиях немалой заслугой будет моральная правота, которая кажется такой смешной сейчас, во времена всеобщего цинизма и прагматичной подлости. Повторим, нет никакой надежды, что все те, кто поддерживали коррупционеров и держиморд, повинятся — однако несомненно то, что эти люди будут находиться в шоке от внезапной смерти их розовой, как сосиска, мечты. В такие дни на первый план просто не могут хотя бы по инерции не выйти те, кого когда-то притесняли просто за несогласие заткнуться и не мешать всеобщей дрёме.

Другой вопрос, что и им понадобятся соратники. Не стоит село без праведника, но один в поле не воин. Так что прослойка вчерашних диссидентов не должна быть слишком узкой — иначе её членам в своих реформах не на кого опереться, так как все находящиеся вовне будут повязаны общей виной. Впрочем, эта группа людей не может быть и слишком широкой и общедоступной, иначе в неё попадут и те, чья совесть отнюдь не чиста.

Нечто похожее на этот последний вариаент мы наблюдали в период Перестройки: она шла так медленно, а Советский Союз догнивал так неторопливо, что году к 1991-му все уже забыли, на какой стороне баррикад был каждый из участников этих боёв пять лет назад. Об этом помнили только самые истовые диссиденты, и над ними положено было смеяться, потому что иначе было бы гораздо труднее заключить сделку с совестью.

Правда, нынешняя политическая ситуация не даёт никаких надежд на внезапную оттепель. С каждым днём, проведённым за решёткой узниками «Болотного дела», всё очевиднее выбор между подлостью и дерзостью. Некоторым оппозиционерам уже кажется даже, что это они слишком нетерпимы к своим противникам и что это они раскалывают общество. Пожурим их в очередной раз за излишнее самомнение — и пожелаем стойкости: когда рухнет колосс на глиняных ногах, именно им предстоит разбирать обломки.

Читайте также:

Дмитрий Быков: Герой недели - президент Навальный

Кто в "Кировлес", кто по дрова. Репортаж с судебного заседания

 

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика