Почему выборы в Координационный совет оппозиции ничего не изменят?

Выборы в Координационный совет оппозиции, намеченные на минувшие выходные, завершились. Избрание совета вряд ли каким-то образом изменит то, как развивается протестное движение в России — но если у лидеров протестующих получится это понять, возможно, что-нибудь и изменится

Выборы в Координационный совет оппозиции, намеченные на минувшие выходные, завершились вечером в понедельник. Голосование продлили из-за традиционной уже для оппозиционных ресурсов хакерской атаки, «положившей» сайт голосования утром в субботу. Избрание совета вряд ли каким-то образом изменит то, как развивается протестное движение в России — но если у лидеров протестующих получится это понять, возможно, что-нибудь и изменится.

Для тех, кто следил за протестными акциями в декабре-марте, не новость, что одной из главных проблем оппозиционеров были и остаются претензии лидеров на единоличное знание и понимание того, «как надо». Митинговать на этой площади во вторник — проявлять соглашательство с властью, а выйти, как один, на соседнюю улицу и в четверг — это показать свою принципиальность и несгибаемость. Проблема в том, что существует ещё с десяток таких же лидеров протеста, и у каждого из них свои планы на разные улицы и дни недели. Когда у вас по сто-двести сторонников, каждый просто организует собственный междусобойчик. Однако наступил момент, когда на проспект Сахарова вышло сто тысяч человек. Понадобилась единая позиция, причём выработанная быстро, а не после многочасовых заседаний «оргкомитетов», как в случае с декабрьскими митингами.

Координационный совет же, скорее всего, станет ещё одним таким «оргкомитетом». Бедой этих самых «оргкомитетов» (всех, сколько их ни было — по числу митингов) было отсутствие легитимности: всегда находились недовольные тем, что их не позвали, и те, кто спрашивал: «Кто все эти люди?» Члены Координационного совета вроде как будут облечены доверием десятков тысяч проголосовавших, но от раздоров это уже не спасло. Владимир Рыжков и Михаил Касьянов изначально назвали затею бессмысленной тратой сил. А депутат Госдумы Илья Пономарёв за два дня до выборов снял свою кандидатуру — по его мнению, совет всё равно будет нелегитимен, если немосквичей среди его избирателей будет меньше половины...

Зимой сто тысяч человек несколько раз вышли на улицы. Они не сделали революции (ни бархатной, ни наждачной), и едва ли им это когда-нибудь удастся — но год назад не было и этого. Выразить свой протест эти люди решились вряд ли потому, что лидеры оппозиции о чём-то там договорились между собой. У них накипело — а оппозиционеров просто использовали, чтобы это высказать.

Всегда и везде избиратели используют оппозиционных политиков (которые всегда и везде являются частью политической элиты, если только они не совсем уж маргиналы-бомбисты), чтобы объяснить неоппозиционным политикам: «мы недовольны, мы хотим большего». В России в силу понятных причин «несистемная», «уличная» оппозиция балансирует на грани этой самой маргинальности, но именно поэтому митинги КПРФ и ЛДПР, например, как собирали, так и продолжают собирать самое большее пару тысяч человек. Тем, кто не маргинал, у нас народное недовольство разрешено выражать только ограниченным диапазоном лозунгов, застиранных до бесцветности: от «Вперёд, к Ленину!» до «Мы за бедных, мы за русских!»

В условиях, когда их начинают сажать и пытать, как Сергея Удальцова, Леонида Развозжаева и Константина Лебедева (подробности здесь), главное, чего стоит опасаться протестным лидерам — это возвращение к тому стоячему болоту, которое представляла собой политическая жизнь в России год назад. Им остаётся продолжать мутить воду, раскачивать лодку — заниматься всем тем, что полушутя приписывали себе полгода назад на Болотной площади. Для этого все средства хороши — и митинги, и наблюдение на выборах, и контроль госзакупок, и забастовки, и концерты, и даже выборы в совет, который сам по себе, возможно, ничего не изменит. Среди этих шагов нет стопроцентно правильных и стопроцентно неправильных. Каждый вполне может заниматься своим делом и приносить тем самым пользу общему делу. Нужно только понять это и перестать видеть в каждом неприсоединившемся к очередному последнему-и-решительному-бою раскольника.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика