Кто самый дорогой кандидат на выборах президента-2012?

Уже сегодня можно сказать, кто из претендентов на высший пост – самый «дорогой», у кого меньше всего денег и кому недешевый пиар обходится почти даром

Уже сегодня можно сказать, кто из претендентов на высший пост – самый «дорогой», у кого меньше всего денег и кому недешевый пиар обходится почти даром.

Григорий Лепс для Владимира Путина

23 февраля, сразу же после многотысячного митинга в «Лужниках» в поддержку кандидата в президенты Владимира Путина, некоторые журналисты удивлялись: «Григорий Лепс никогда не поет на массовых мероприятиях бесплатно. И стоит недешево – от 50 тысяч евро. Это ж сколько денег отвалили за то, что он на разогреве?!» К слову, «отваливать» за такие мероприятия по закону положено из избирательного фонда кандидата в президенты-2012. Но знающие люди тут же объяснили, что данное выступление вполне могло быть и бесплатным: «Роман Емельянов (программный директор «Русского радио», член совета при президенте РФ по культуре. – Ред.) – за Владимира Путина. А Григорий Лепс нуждается в ротации на радио, так что не евро здесь играют роль». Хотя это первое массовое мероприятие, которое штабисты Путина признали агитационным и готовы были за него заплатить.

– В «Лужниках» развернуты пункты, где люди смогут попить чай, поесть блинов, – рассказывал зам. начальника штаба Путина Павел Зенькович. Кто и сколько заплатил за это, мы узнаем из финансового отчета уже после выборов. Как и то, оплатили ли штабисты транспортные расходы для сторонников премьера, которых привезли из регионов. Пока лишь говорят, что за спецпоезд с группой поддержки с Урала платили… профсоюзы. Кстати, с транспортом у путинских агитаторов уже были прецеденты.

Коммерсанты помогли

За две недели, с 15 января, сторонники премьера облетели десятки городов от Москвы до Сахалина. На частном бизнес-джете комплектации люкс. Несмотря на то, что поначалу от вояжа на дорогом самолете официальные лица открещивались, лайнер марки Bombardier CRJ 200 видели в региональных аэропортах в дни визита агитбригады. А в Чите его приземление успели заснять телевизионщики. Оказалось, самолет принадлежит австрийской Avcon Jet AG. По оценкам экспертов, его фрахтовка стоит около 5000 евро в час. Плюс стоянка в аэропорту – около 1,5 тыс. евро, ангар – до 5 тыс. евро в сутки. По самым скромным подсчетам, агитбригада успела налетать на 13–14 млн руб. Кто оплатил вояж?

Представители Народного фронта сначала ответили: все оплачено из избирательного фонда кандидата в президенты-2012. Но в финансовых отчетах, по данным ЦИКа, такой статьи расходов у кандидата Путина нет. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков опроверг данные ОНФ: мол, все участники поездки входят в общественные организации, которые активно работают, и поездка, возможно, проводится по их линии. Ясность внес депутат Госдумы, известный как токарь из Перми, Валерий Трапезников, который также участвовал в туре:

– Действительно, мы летаем на бизнес-джете. Но он оплачивается коммерческими структурами, которые помогают клинике знаменитого детского врача и моего коллеги по избирательному штабу Леонида Рошаля.

Проверкой достоверности этого озаботился барнаульский юрист из команды Михаила Прохорова. Владимир Небальзин обратился в прокуратуру Алтайского края с требованием разобраться, что же это был за десант агитаторов. В прокуратуре пришли к выводу, что прилетевшие не вели агитацию в пользу Путина. Там проанализировали видеозаписи собрания в Алтайском драмтеатре и сочли, что «темой встречи стали актуальные вопросы доступности и качества оказания медицинской помощи населению края, оплаты труда специалистов, а также улучшения условий работы медработников и пребывания пациентов в лечебных учреждениях края». Небальзин решил все-таки уточнить, так ли это, еще и в Генпрокуратуре.

– Мы не в равном положении, потому что любая моя поездка начиная с 4 февраля ограничена избирательным фондом в 400 млн руб. Я уже потратил 67 млн руб. на сбор подписей. У меня по деньгам не получится путешествовать по стране, – признался миллиардер Михаил Прохоров.

Звезды эфира

Не у всех кандидатов есть возможность рассчитывать даже на такие расходы.

– У нас никогда не было крупных спонсоров, это небольшие компании, но их было очень много, – рассказывает Сергей Миронов. – Сейчас практически все они отрезаны. Многие на период избирательной кампании сказали: извините, вот выборы президента-2012 закончатся – мы восстановим финансирование партии. Поэтому, понимая, что все-таки большая часть людей смотрят телевизор, я сосредоточился на дебатах и на роликах, на телерекламе.

С телеэфиром у кандидатов сложились не совсем гладкие отношения. Жириновский и Зюганов с трибуны Госдумы потребовали разобраться, почему в телевизоре не все равны. Коммунисты подсчитали, сколько кому дают времени на экране. Вот их расклад за 15 февраля: Путин – 42 мин. 18 сек. (63%), Зюганов – 10 мин. 19 сек. (15%), Жириновский – 12%, Миронов – 10%, Прохорова телеканалы в тот день проигнорировали.

Правда, последний наверстывает упущенное за счет рекламных роликов и мелькания в популярных ток-шоу. Так, 10 февраля он засветился в прайм-тайм на «Первом канале» в «Прожекторперисхилтон». В программе темы выборов напрямую не касались, но отрекламировали г-на Прохорова по полной. Ургант, Мартиросян и Цекало сработали на имидж миллиардера на пять с плюсом. Естественно, в этом случае ни о какой официальной оплате из избирательного фонда речи не идет.

На имидж Путина тоже работают добрый десяток отечественных звезд шоу бизнеса, и тоже вроде как бесплатно. По крайней мере, исполнительный директор Стаса Михайлова Сергей Кононов рассказал, что певец денег за съемки в предвыборном ролике не получал, «так как артисты выступают в поддержку известных политиков на добровольных началах».

Даже с бесплатным эфиром не все гладко. 19 февраля в эфир «Гражданина Гордона» (на «Первом») пригласили всех кандидатов или их представителей. За Путина отдувался Сергей Шойгу, а вот место коммунистов пустовало. По словам члена президиума ЦК КПРФ Сергея Обухова, секретаря ЦК Юрия Афонина «изгнали» из студии: «Ему сказали, что он не подходит по формату!»

Сколько они тратят

И все-таки кандидатам в президенты-2012 приходится раскошеливаться. Основная статья расходов – предвыборная агитация. Речь идет об изготовлении печатных материалов и билбордов. Агитация в телерадиоэфире разрешена с 4 февраля, но некоторые еще в январе успели потратиться и на телерекламу. Например, Путин по этой статье израсходовал 63,7 млн руб., а Жириновский – 12,4 млн. «Деньги за телерадиоагитацию вносились в качестве предоплаты, так же оплачивалось изготовление рекламной продукции», – пояснил пресс-секретарь премьера.

Кто вносил деньги на счета избирательных фондов кандидатов, остается за кадром. По крайней мере, фамилии лиц, поддерживающих кандидатов материально, не афишируются. Юридические же лица не скрываются, но их немного. Для г-на Прохорова скинулись дружественные бизнесмену компании: ООО «Региомакс», ООО «Спортивный комплекс имени Э. А. Стрельцова», ООО «Страховая компания «Согласие» и ЗАО «Транспромресурс». А Путину строители из Питера (ООО «ИБС Дивелэпэс») пожертвовали 1 млн. Питерский же фонд поддержки политических партий «Лидер» поддержал своего земляка Миронова – 25 млн. А фонд поддержки партии «ЕдРо» как на федеральном, так и на региональном уровне насобирал средства для Путина.

Распоряжаются деньгами кандидатов лица, которые официально зарегистрированы в ЦИКе как уполномоченные представители по финансовым вопросам. Эти мало кому известные люди имеют право подписи и должны заниматься учетом. Насколько удачно они это делают и допускают ли нарушения, будут проверять уже после выборов.

Траты кандидатов в президенты-2012

По данным ЦИКа на 10.02.2012, кандидаты так распорядились своими предвыборными бюджетами.

У Путина на счету почти 385 млн, из которых он на агитацию потратил чуть больше 197 млн.

В фонд Жириновского поступило 185 млн, из них израсходовано более 118 млн.

Зюганов из почти 174 млн потратил 168 млн.

Прохоров из 400 млн угрохал на агитацию более 295,5 млн.

И лишь Миронов не спешит расставаться с деньгами: из 127 млн он потратил пока лишь 51,5 млн.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика