"Тенденцию на снижение цен надо менять: нужно добавлять денег людям"

Вице-президент «Опоры России» объяснил Sobesednik.ru, почему нынешнее снижение цен на продукты – это плохо

Фото: Global Look Press

Вице-президент «Опоры России» объяснил Sobesednik.ru, почему нынешнее снижение цен на продукты – это плохо.

28 марта в компании Х5 Retail Group, которой принадлежат торговые сети «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель», отметили снижение за год стоимости некоторых своих товаров на 15-20%. В первую очередь подешевели фрукты, овощи и бакалея (сахар, подсолнечное масло, мука, орехи, сухофрукты, мясные и рыбные консервы). Снижение средней цены продажи подтвердили ряд других ритейлеров. Дефляционные тенденции объяснили укреплением рубля, высоким урожаем, а также специфическими причинами в отдельных категориях товаров.

Также в Х5 Retail Group сообщили, что из-за сложной ситуации в экономике и изменившегося покупательского поведения компания изменила своё представление о покупателях «Перекрёстка». Если раньше торговая сеть ориентировалась на людей с доходом средним и выше среднего, то теперь ориентируется на потребителей с доходом средним и ниже среднего.

Отметим, что сильнее всего цены на продукты в РФ росли с 2014 по 2015 годы. В нынешнем году, по данным Росстата, продовольственная инфляция замедлилась: за февраль продукты в стране подорожали всего на 0,2% в сравнении с январскими показателями.

О ситуации с ценами на продукты Sobesednik.ru поговорил с президентом группы компаний «Русский огород», первым вице-президентом «Опоры России» Владиславом Корочкиным. Кстати, недавнее исследование этой общественной организации показало, что стоимость продуктов питания росла не столько из-за санкций и курса валют, сколько из-за жадности торговых сетей, которые накручивают цены на продукцию.

– Там речь шла не о том, что цены в магазинах слишком высоко, – рассказал нам Корочкин. – Проблема в том, что на ряд продуктов устанавливают слишком большие наценки от цен поставщиков. При этом в оптовом звене цены даже могут падать, а на полке они остаются теми же, какими были. Насколько я понимаю, продовольственная инфляция у нас в этом году не такая большая, как в прошлом. А то, что иногда на некоторые виды продукции в сетях наценки 40, 50, 60, 100% от цены оптового поставщика или производителя – такие факты действительно существуют.

– На какие продукты делают такие наценки?

– На одной из встреч с предпринимателями компания «Мортадель» приводила пример, когда одна из сетей устанавливала наценку больше 100% на их мясные изделия.

– А как вы объясняете падение цен на 1520% в магазинах компании X5 Retail Group?

– X5 ведёт агрессивную политику развития, то есть они увеличивают количество своих магазинов и, соответственно, увеличивают закупки у поставщиков. Это позволяет им иметь достаточно серьёзные скидки от производителей, которые, естественно, заинтересованы в увеличении объёма своего производства. Какую-то часть своих скидок X5 транслирует на цену на полки.

– Укрепляющийся рубль, наверное, этому тоже способствует.

– Этот фактор тоже играет роль. Часть товаров, как ни крути, оставалась импортной. Год назад за евро давали 80–85 рублей, а сегодня дают 62 рубля – это, естественно, даёт ценовую выгоду процентов в 25–30. Всё это в совокупности позволяет товарам на полке некоторым образом дешеветь.

[:image:]

– Продукты дешевеют не только у этой компании? Это тренд или же частный случай?

– Я не могу сказать. Статистическая выборка – это Росстат лучше знает. Но думаю, что в больших городах и таких регионах, как Московская область, ещё играет свою роль развитие конкуренции. В подмосковных городах иногда по три-четыре магазина стоят буквально через дорогу: «Дикси», «Пятёрочка», «Магнит»... Плотность их очень высокая. Конкуренция заставляет бороться за клиентов. Если рядом стоят три магазина, то волей-неволей местный житель зайдёт в каждый из них, посмотрит, где цена на этот товар пониже, и будет покупать его там.

– Тенденция на снижение цен продолжится?

– Смотря на что. Сейчас на некоторые продукты цены некоторым образом снижаются... Кстати сказать, немаловажное значение имеет и отсутствие роста покупательской способности населения. Всякие коммунальные платежи и дополнительные затраты подросли, и люди считают деньги. В 2017 году, когда ожидается рост дополнительных тарифов, люди достаточно серьёзно стараются сэкономить.

– Кстати, сегодня в том же X5 Retail Group сообщили, что они стали ориентироваться на людей со средним и ниже среднего достатком.

– У нас таких в стране очень много, к сожалению. «Перекрёсток» всегда был в среднем сегменте, а дискаунтеры у них «Пятёрочка»... Это разумное решение, раз огромное количество населения находится в этом сегменте. Этот сегмент должен присутствовать в маркетинговых планах крупных компаний.

– Можно ли сказать, что мы потихоньку выкарабкиваемся из кризиса?

– Кризис – это переход экономики из одного состояние в другое. Пока этого ещё не произошло. Тенденцию на снижение цен, основанную на низкой покупательской способности населения, нужно менять – быстрее и более решительными способами, в том числе с помощью пресловутого налогового манёвра. Нужно добавлять денег малообеспеченным группам населения для того, чтобы внутреннее производство, основанное на росте покупательского спроса, могло развиваться более динамично.

– Пока не ясно, когда эта динамика появится?

– Не знаю, но то, что нужно было бы первым делом сделать, – это добавить низкооплачиваемым группам населения те самые 13% от НДФЛ, которые у них сегодня забирают. Это сразу бы дало серьёзный рост покупательной способности. Это примерно 50%, с которого не стоило бы брать налог на доходы физических лиц. Это нищие, а с них берётся налог! Это было бы правильное решение, которому бы была оказана поддержка со стороны большей части населения. Эта мера была бы и популярна, и полезна для экономики.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика