Роман Цимбалюк об избитом аспиранте МГУ: Никто не знает, что с ним будет в России

Журналист Роман Цимбалюк рассказал Sobesednik.ru о задержании после интервью с аспирантом, избитым за флаг Украины

Фото: Аспирант МГУ с тем самым флагом // Стоп-кадр YouTube

Журналист Роман Цимбалюк рассказал Sobesednik.ru о задержании после интервью с аспирантом, избитым за флаг Украины.

Как писал Sobesednik.ru, 21 марта в Москве задержали корреспондента украинского агентства УНИАН Романа Цимбалюка, оператора Никиту Бородина и аспиранта МГУ, избитого полицейскими из-за размахивания флагом Украины во время праздничного мероприятия по случаю трёхлетия присоединения Крыма к России. Журналистов и аспиранта отпустили из ОВД после разъяснительной беседы. За содействие в освобождении Цимбалюк поблагодарил украинского консула и официального представителя МИД РФ Марию Захарову.

Sobesednik.ru расспросил Романа Цимбалюка о подробностях задержании и о судьбе аспиранта МГУ, который своей акцией с флагом, по его словам, выступил против того, что университет тратит деньги на проведение праздничных митингов, а не на ремонт в общежитии и другие насущные нужды.

– Что с аспирантом сейчас и что с ним будет?

– Самое главное, что нас вчера отпустили вместе – и его, и нас. А сегодня мы переписывались, он сказал, что у него всё нормально, но в ближайшее время его должны пригласить на какую-то профилактическую беседу. Я не знаю, как у вас проводят профилактические беседы…

– Он не сказал, куда его пригласили?

– Нет, но главное – я услышал, что у него всё нормально, его не прессуют. Мы договорились с ним встретиться и в спокойной обстановке пообщаться.

– Как вы думаете, эта история будет иметь продолжение?

– Вы знаете, в вашей стране – без обид – никто спрогнозировать это не может. Есть масса примеров, когда граждане России, связанные с Украиной, непонятно за что сидят в застенках или под домашним арестом, например как директор Библиотеки украинской литературы. Я надеюсь, что логика восторжествует и с ним ничего не будет. Наоборот, российским властям невыгодно, чтобы с ним что-то происходило. Но вы сами прекрасно знаете, как могут расправиться с человеком, особенно который зависит от государства.

– Он обратился в «Комитет по предотвращению пыток». Он настроен на то, чтобы добиться справедливости?

– Он не боится говорить публично, это очень важно. И говорит он хорошо. Высшее образование у него не просто так, он очень эрудированный, начитанный человек. Для него было важно, что он получил юридическую консультацию, ему квалифицированно объяснили его права. Вторая часть – это моральная: ему сказали, что есть люди в России, которые на его стороне и на стороне российского законодательства.

Он снял побои. Какие это будет иметь юридические последствия, сможет ли он через суд доказать неадекватность и незаконность действий полиции – этого я не знаю. В России этого сложно добиться.

– А вы сами как оцениваете его поступок?

– Если говорить дворовой лексикой, то у него есть «фаберже». Ещё раз подчеркну: он образованный и эрудированный. Согласитесь, что это просто сюр: на всех телеканалах рассказывают, какая плохая Украина, а тут человек выступил против тараканов и клопов с помощью украинского флага, и это стало вселенским событием. В нормальной [политической] ситуации это вызвало бы просто улыбку.

– Но разве не странно, что он борется с тараканами с флагом Украины в руках?

– Я не готов аргументировать его формулировки. Как бы там ни было, он точно защищён от российской правоохранительной системы. Он ни разу не сказал нам слова «аннексия», он во время записи интервью, до и после говорил, что у него требования не политические: он хочет обратить внимание на проблемы общежития. Деньги тратятся на развлечение – на «крымнаш», – а оказывается, что в этом прекрасном и величественном с виду здании, построенном в год смерти Сталина, живут тараканы и крысы. Такая информация меня самого удивила. Не думал, что внешность и внутренность могут так разительно различаться.

[:image:]

– Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова написала в Facebook про вас: «В обиду не дадим. Держись там». Видели этот пост?

– Да-да, я залайкал, поблагодарил её и публично, и лично.

– В каких вы с ней отношениях?

– В рабочих. Мы лично знакомы не один год, с момента её назначения на такую высокую должность. С другой стороны, согласитесь, будет странно, если в отделении полиции что-то случится с единственным украинским журналистом, аккредитованном при МИД России. Как же они потом будут рассказывать о том, как «кровавая хунта» дискриминирует российских журналистов в Украине, когда по факту эти ситуации идентичны?

– Ваш статус, ваша известность сыграли роль в том, что вас так быстро отпустили?

– Тут всё по закону прошло. Мы провели в отделении практически три часа. Больше трёх часов нас не имеют права держать по российскому законодательству. И для меня был хороший урок, что узнаваемость дома абсолютно не распространяется на российских полицейских. Им это по боку. И они это не скрывали своим поведением. Они пытались вести с нами диалоги, как будто мы студенты первого курса. А я им пытался объяснить, что ситуация другая и вести себя надо корректно. Мы неоднократно напоминали им закон «О полиции», потому что они, например, требовали их не снимать и не снимать их удостоверения. Досадно и странно, что люди, находясь при исполнении, ведут себя таким образом на камеру. Представляю, как они прессуют студентов. Но претензий у меня никаких к ним нету: меня не трогали. Мне было даже интересно: скажу честно, я вообще никогда не был в отделении полиции.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика