Придумать приключение и заработать: бизнес на квестах

Sobesednik.ru узнал о том, как любители квестов превратили своё увлечение в успешный бизнес

Фото: Участники квеста рады оказаться в дыму // из личного архива

Sobesednik.ru узнал о том, как любители квестов превратили своё увлечение в успешный бизнес.

Создатели квестов делают деньги, отправляя клиентов в зомби-апокалипсис, Средневековье, космическое путешествие, бункер и даже в кошмары пациента в коме. Сколько можно заработать на популярных развлечениях?

Бизнес приключений

До 2013 года Лев Медведев работал руководителем юридического департамента. Карьерного успеха и денег было достаточно, но чего-то не хватало.

– В России юрист не творец, а исполнитель. Честно скажу – было скучно, не хватало приключений. Поэтому последние 5–6 лет мы с друзьями, такими же офисными клерками, увлеклись городскими играми. На автомобилях ездили по городу, выполняли задания, решали загадки. И это было так увлекательно, что в 2013 году я решился оставить скучный офис и сделать хобби своим бизнесом, – рассказал Лев Sobesednik.ru.

[:image:]

Медведев и трое его друзей-единомышленников были в числе первопроходцев создания квестов. Это сейчас в одной только Москве работает более 700 квестов на самые разные темы, в Питере – 250, а в 2013 году никто понятия об этом не имел.

– Главное – это хороший сценарий, на который пойдут люди, и грамотно выбранное помещение, в котором можно выстроить «другую реальность», – считает Лев Медведев.

Чтобы действовать наверняка, Медведев и товарищи взяли две темы, которые были бы интересны им самим: «Красная кнопка» (мир под угрозой ядерной войны, который участники квеста должны спасти за 1 час) и «Подпольное казино» с антуражем киношного триллера.

Начинающие бизнесмены строили радужные планы.

– Я собрал все деньги, которые у меня к тому времени были, продал машину и взял в долг – вышло чуть более 1 млн рублей, которых, по моим прикидкам, должно было хватить, чтобы открыться, – рассказывает предприниматель. – Помещения выбрали не случайно – арендовали две комнаты по 100 метров в известном в Москве тусовочном месте – на дизайн-заводе «Флакон». Аренда стоит 120 тысяч рублей в месяц. Открыться мы хотели через месяц, но жизнь, конечно, внесла коррективы...

Сам себе электрик

Построить квест – задача нетривиальная. Пойдите-ка найдите специалиста, который соорудил бы вам монитор ядерного щита России (пусть и имитацию)! Обжегшись на простейших ремонтных работах, которые первая же нанятая бригада запорола, бывший юрист стал вникать во все мелочи процесса.

[:image:]

– Так получилось, что всю электрику я собрал сам, своими руками. Это огромная карта мира со светодиодами, датчиками, тумблерами, которая все время меняется, показывая ядерную угрозу для разных стран. По сценарию в России по ошибке сработала «красная кнопка» и у участников квеста есть только 1 час, чтобы спасти человечество от уничтожения. Когда я не нашел, кто бы выполнил эту задумку, начал мастерить сам. Причем раньше я, можно сказать, даже в домашний электрический щиток не заглядывал. В процессе получил, конечно, несколько нефатальных ударов током, но в итоге все удалось. Я знаю людей, которые строили весь квест своими руками – от начала и до конца.

В гости к призракам, зомби, психам

Вместо запланированного месяца подготовительные работы шли три месяца, докрашивали и декорировали тоже своими руками. Но дело того стоило.

– Мы попали в самый пик расцвета квестов, – делится Лев. – Уже через месяц нам удалось выйти в безубыток, то есть выручка составила 200 с лишним тысяч в месяц и покрыла аренду и зарплату троим сотрудникам, а через 4 месяца мы окупили все вложения и стали зарабатывать. В среднем к нам приходили по 4 группы в день, каждая группа платит от 2 до 5 тысяч рублей в зависимости от дня недели. Успех, в том числе и финансовый, был с самого начала. Но не меньше заработка меня порадовало, когда я увидел довольных посетителей, которые выходили из нашего квеста со словами «Ух ты, здорово!» Создание квестов – это же не только про бизнес, это еще и про творчество. Чувство, когда понимаешь, что созданный тобой мир нравится и увлекает, – это настоящий кайф.

Жена Льва Медведева села за создание интернет-сайта, освоив это дело с нуля.

[:image:]

– 23 февраля 2014 года у нас записались на квест 10 групп, мы работали до 3 ночи, и еще 10 групп стояли в листе ожидания, но так и не попали, – с удовольствием вспоминает Лев.

Но и конкуренты не стояли на месте, создавая натуральные дома с призраками, реалии зомби-апокалипсиса или психиатрической лечебницы.

– Когда дело пошло, мы решили создать третий квест, уже нового поколения – «Пепелац», как в фильме «Кин-дза-дза». У нас выстроен макет кабины проржавевшего космического корабля, который нужно завести и отправиться в полет. Здесь уже использованы серьезные спецэффекты – вибрирующий пол, дымовая завеса, одно только звуковое сопровождение обошлось нам в 100 тысяч рублей! Кстати, мы уже вышли на профессиональных декораторов, и строили квест нам специалисты с «Мосфильма», – похвалился Лев Медведев.

Бизнес-идея оправдала себя полностью – бум квестов захватил столицу и крупные города. По числу квестов Россия, без шуток, впереди планеты всей. По качеству, кстати, уже тоже.

– В России не так много других развлечений, у нас нет Диснейленда, крупных парков с развлечениями мирового уровня. А люди любят пощекотать себе нервы. Иногда посетители даже специально просят, чтобы все в квесте было реалистично вплоть до нападений и даже побоев. Самые популярные квесты у нас – это страшилки про маньяков, зомби, призраков. В принципе квест – часовое развлечение, которое ненамного дороже билета в кино (в среднем 1 тыс. рублей с человека), а впечатления в качественном квесте гарантированы, – объяснил Илья Пухов из «Гильдии квестов».

Но кризис уже внес свои коррективы.

[:image:]

– Посещаемость упала на 30%, – подсчитал Лев Медведев. – Главным образом из-за снижения покупательной способности. Наши основные клиенты – это средний класс, по которому кризис и ударил больнее всего. Не каждый сейчас потратит даже 1–3 тысячи рублей на развлечение, кто-то останется дома у телевизора. Нам уже пришлось «порезать» расходы. Например, мы сократили траты на рекламу. Все равно эффективнее всего работает сарафанное радио, когда посетители квеста рекламируют его своим друзьям и знакомым.

Даже несмотря на кризис, рентабельность модного развлечения все еще заманчива – 40–60%. Правда, конкуренция на этом рынке уже довольно сильна. Сегодня, чтобы «порвать рынок», нужно сделать что-то невиданное. А это само по себе – квест не из легких.

Бизнес-план

Затраты

Аренда: 20–120 тыс. руб. (зависит от региона).

Подготовка помещения: 200–600 тыс. руб. (чем сложнее и механизированнее квест, тем дороже).

Наемные работники: 0–100 тыс. руб. (многие квесты ведет сам создатель, обходясь без персонала).

Налоги: 6% (по упрощенной системе).

Доход

Выручка: каждая группа посетителей приносит 2–5 тыс. руб. При загрузке 1–4 группы в день можно заработать 60–600 тыс. руб. в месяц. Но квест с низкой посещаемостью, вероятно, не выживет.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика