"Мы не настроены на безопасность". Как уберечься от теракта "машин-убийц"

Эксперты по безопасности объяснили, как уберечься от наезда автомобиля на толпу и в чем проблема бетонных блоков.

Фото: "Когда человек идет по тротуару, а сзади летит машина и вылетает на этот тротуар, человек не может сделать ничего" // Михаэль Каппелер / DPA

Эксперты по безопасности объяснили, как уберечься от наезда автомобиля на толпу и в чем проблема бетонных блоков.

Ранее Sobesednik.ru писал о том, что 20 января в австралийском Мельбурне автомобиль на высокой скорости вылетел на тротуар и врезался в толпу прохожих. В результате трагедии погибли три человека, в том числе ребенок. Произошедшее не было квалифицировано как теракт, однако, по словам очевидцев, водитель совершил наезд умышленно.

Ситуации, в которых ничего не подозревающие прохожие гибнут из-за наезда автомобилей в местах массового скопления людей, в последнее время участились. Страшные трагедии в Ницце, Берлине, а теперь и в Мельбурне не могут не наводить на главную мысль: что делать, если это случится в моем городе? Как уберечься от «машины смерти», которая несется на тебя на полном ходу, не давая возможности опомниться?

На этот и другие вопросы в интервью Sobesednik.ru ответил эксперт группы компаний безопасности «Витязь» Петр Фефелов.

— Первое — это психология, — уверен эксперт. — Люди, как правило, идут в такие места отдыхать, и они совсем не настроены на безопасность. Они отдыхают, смотрят по сторонам, может быть, пьют какие-то алкогольные напитки. И сразу же, одномоментно переключиться сложно — для этого нужно иметь определенные профессиональные навыки.

Первое, что делают в таких случаях: если есть большая вероятность проведения теракта (а сейчас мы видим, что въезд в толпу какого-либо транспорта достаточно часто применяется), — не посещать общественные места. Даже если какой-то праздник — выбрать другое место его проведения для своей семьи, может быть, уехать на дачу, то есть избегать таких мест в связи с популярностью именно этой разновидности террористического акта, так как она сейчас в приоритете.

— Русский человек привык надеяться на авось. Как действовать, если ты все-таки оказался в людном месте и подверг себя опасности?

— Если это какая-то площадь, набережная, там могут быть такие препятствия, которые не дают транспорту въехать на эту территорию, есть и такие площадки. Над этим надо, наверно, задуматься и властям — при проведении подобных мероприятий на той или иной площади или проезжей части оборудовать именно такими препятствиями, которые не позволят любому транспортному средству въехать на эту площадку.

— Если на тебя на полной скорости несется автомобиль, где можно спрятаться?

— Укрыться можно в подъездах, магазинах. Но, опять же, когда вы гуляете, это тяжело — настроить себя: вы не будете отдыхать. Проще не пойти на это мероприятие, чем пойти туда и вместо того, чтобы смотреть по сторонам и праздновать, искать место укрытия.

— Как вы относитесь к бетонным блокам, которые московские власти распорядились расставить перед Новым годом в местах массовых гуляний? Это эффективный метод предотвращения трагедий, подобных тем, что произошли в Ницце, Берлине и Мельбурне?

— Да, конечно. Просто есть определенные моменты. В местах, где временное препятствие — это тот же блок, который устанавливается и убирается. Там, где что-то проводится регулярно, сейчас есть пневматические системы, которые уходят под землю и при необходимости подымаются из земли, так что автомобиль может пройти. На момент проведения каких-либо мероприятий эти препятствия дают свой эффект.

У нас ничего подобного [терактам за рубежом] не происходит, потому что своевременно проводятся такие меры. Профилактические меры тоже имеют большое значение.

— В чем должна заключаться профилактика?

— Если где-то слух — все это суммируется, анализируется и специальные службы принимают меры в отношении тех или иных лиц, если есть даже малейшее подозрение в том, что они могут быть причастны к тому или иному происшествию, теракту.

— Накануне новогодних праздников я ездила на ВДНХ и там впервые увидела эти массивные блоки. Я заметила, что они осложняют людям проход на территорию, особенно в выходные: начинается толкучка, москвичи о них буквально спотыкаются. Не создадут ли эти блоки риск образования давки в центре города?

— Смотрите, есть такая вещь, как стопроцентная шкала. Чем выше безопасность, тем меньше комфорт. Мы отдаем предпочтение безопасности — то есть, например, 80%. Да, это создает неудобства, но зато мы говорим: там безопасно. Это искусство — найти золотую середину, чтобы принять эффективные меры, но в то же время не препятствовать отдыху людей, что приводит к привлекательности того же ВДНХ. К сожалению, от этого уйти невозможно: что-то идет в плюс безопасности, но все-таки меньше комфорта для отдыхающих, — заключил Фефелов.

Его коллега, эксперт в области комплексной безопасности Андрей Павлов на вопрос о том, как действовать в ситуации с потенциально опасными автомобилями в городе, ответил совсем не оптимистично:

— Никак не действовать. Это вопрос к мэрии, государству, — уверен представитель «Русской охраны». — Дело в том, что устройство города и дорог в нем должно быть таковым, чтобы отделить потенциально опасные автомобили от граждан, вот и все! Это можно сделать высокими бордюрами, ограждениями и так далее. Все эти решения существуют. Когда человек идет по тротуару, а сзади летит машина со скоростью 110 км/ч и вылетает на этот тротуар, человек не может сделать ничего — вам только для оценки ситуации нужно 1,5 секунды. За каждый такой наезд на толпу надо сажать одного чиновника, ответственного за организацию дорожного движения.

При этом эксперт подчеркнул, что потенциальным убийцей может стать не только террорист, но и самый обычный городской водитель:

— Рядом с вами несутся огромные автомобили на высокой скорости, за рулем сидят неадекватные люди, дорожные условия тоже не всегда идеальны. Не имея никакого злого умысла, человек может стать массовым убийцей. Но вопрос не к человеку, а к тем, кто организует движение и безопасность в городе, — отметил Павлов.

От бетонных блоков, установленных в Москве, чтобы помешать проезду грузовиков, эксперт остался не в восторге:

— Они достаточно эффективны. Они являются препятствием для транспорта и, безусловно, сохранят какое-то количество жизней. Единственное — я понимаю, почему бетонные блоки. Мы пошли в сторону того, что «денег нет», мы «держимся» из последних сил, но, наверно, все-таки в городе XXI века бетонные блоки смотрятся странно с учетом бюджета, который существует. Вопрос: сколько потрачено на эти бетонные блоки, почему не какие-то иные, более технологичные заграждения? В Америке есть целый институт, который занимается этими проблемами. Мало того: как только что-то полезное и недорогое изобретают — это тут же вбивают в ГОСТы, и застройщики уже не могут делать по-другому, они вынуждены делать хорошо. Почему это не работает в России? — задается вопросом Павлов.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика