Историк Андрей Зубов: В девяностые историю России знали лучше
Итоги официозной проверки истории России, которую россияне сдали на «тройку», прокомментировал историк Андрей Зубов
Итоги официозной проверки истории России, которую россияне сдали на «тройку», прокомментировал историк Андрей Зубов.
Российское военно-историческое общество (РВИО) подвело итоги третьего всероссийского теста на знание истории страны, который проводился в рамках проекта «Каждый день горжусь Россией» 26 ноября. На добровольный экзамен в этом году пришли 254 тысячи человек. Правда, написали из рук вон плохо: за 40 минут теста, который состоял из 40 вопросов, в среднем «экзаменуемые» набрали всего 20 баллов. Грубо говоря, не знают историю России даже на «тройку».
В связи с этим многие задумались о качестве нашего образования, а депутат Госдумы Наталья Кувшинова заговорила о необходимости принятия специального закона о патриотическом воспитании молодежи.
Sobesednik.ru поинтересовался у доктора исторических наук, политолога Андрея Зубова, почему россияне так плохо знают историю своей страны и поможет ли это исправить очередное патриотическое воспитание:
— Причем здесь законы? — удивился профессор. — Не нужен никакой закон о патриотическом воспитании, ведь это все равно что принять закон любить папу и маму, свою жену до последней капли крови... Историю, географию, литературу нужно просто учить — весь гуманитарный цикл учит людей думать. Я не знаю, при чем тут патриотизм. Будут знания — будет и любовь к Родине. У нас депутаты уже потеряли представление о том, что такое законодательство, и потому им нечем заняться.
Что касается таких грустных результатов знания истории, то это вполне закономерно: убили образование, уничтожили хорошие учебники, — считает Андрей Зубов. — В начале 90-х историю знали намного лучше, потому что учебники были лучше: они были открытые, в них поднимались проблемы, в них рассказывали правдивую историю, не скрывая темных пятен, которые есть в истории любого народа.
Я много выступал против концепции того нового учебника истории, которая в свое время была предложена и принята, — говорит историк. — Сегодняшние учебники — это попытка вернуться к советской идеологии. Но ни история, ни литература, ни другие гуманитарные науки идеологией не являются. Они не штампуют мозги, а открывают возможность размышлять. Дмитрий Менделеев в свое время говорил, что ученик — это не сундук, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Но у нас сейчас этот принцип потерян, потому что это неудобно, не интересно, может, даже не выгодно.
К счастью, в отличие от, например, Германии Россия — это плохо контролируемая страна, поэтому учитель на своем месте достаточно свободен. То есть, несмотря на плохие учебники и прочие препоны, которые придумывают власти, хороший учитель все равно будет учить. Но, увы, у нас большинство учителей замучены низкими зарплатами, необходимостью преподавать сразу во многих классах, работать с нескончаемой бумажной волокитой, которая сводит живое общение с учениками к минимуму. Такие учителя сами не горят работой. Так что они тогда могут зажечь? — сокрушается Зубов. — Это не проблема ученика и учителя, это не проблема школы и даже не проблема истории. Это на самом деле проблема того, что мы хотим получить: общество думающих и мыслящих светских людей — или общество советских рабов, слепо повинующихся приказу, который произносится из телевизора. И, по-моему, власть склоняется ко второму варианту. Но мы, граждане, должны выбирать первый вариант и делать все возможное для его реализации.
[:wsame:][:wsame:]