Историк Андрей Зубов: В девяностые историю России знали лучше

Итоги официозной проверки истории России, которую россияне сдали на «тройку», прокомментировал историк Андрей Зубов

Фото: Андрей Зубов // из личного архива

Итоги официозной проверки истории России, которую россияне сдали на «тройку», прокомментировал историк Андрей Зубов.

Российское военно-историческое общество (РВИО) подвело итоги третьего всероссийского теста на знание истории страны, который проводился в рамках проекта «Каждый день горжусь Россией» 26 ноября. На добровольный экзамен в этом году пришли 254 тысячи человек. Правда, написали из рук вон плохо: за 40 минут теста, который состоял из 40 вопросов, в среднем «экзаменуемые» набрали всего 20 баллов. Грубо говоря, не знают историю России даже на «тройку».

В связи с этим многие задумались о качестве нашего образования, а депутат Госдумы Наталья Кувшинова заговорила о необходимости принятия специального закона о патриотическом воспитании молодежи.

Sobesednik.ru поинтересовался у доктора исторических наук, политолога Андрея Зубова, почему россияне так плохо знают историю своей страны и поможет ли это исправить очередное патриотическое воспитание:

— Причем здесь законы? — удивился профессор. — Не нужен никакой закон о патриотическом воспитании, ведь это все равно что принять закон любить папу и маму, свою жену до последней капли крови... Историю, географию, литературу нужно просто учить — весь гуманитарный цикл учит людей думать. Я не знаю, при чем тут патриотизм. Будут знания — будет и любовь к Родине. У нас депутаты уже потеряли представление о том, что такое законодательство, и потому им нечем заняться.

Что касается таких грустных результатов знания истории, то это вполне закономерно: убили образование, уничтожили хорошие учебники, — считает Андрей Зубов. — В начале 90-х историю знали намного лучше, потому что учебники были лучше: они были открытые, в них поднимались проблемы, в них рассказывали правдивую историю, не скрывая темных пятен, которые есть в истории любого народа.

Я много выступал против концепции того нового учебника истории, которая в свое время была предложена и принята, — говорит историк. — Сегодняшние учебники — это попытка вернуться к советской идеологии. Но ни история, ни литература, ни другие гуманитарные науки идеологией не являются. Они не штампуют мозги, а открывают возможность размышлять. Дмитрий Менделеев в свое время говорил, что ученик — это не сундук, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Но у нас сейчас этот принцип потерян, потому что это неудобно, не интересно, может, даже не выгодно.

К счастью, в отличие от, например, Германии Россия — это плохо контролируемая страна, поэтому учитель на своем месте достаточно свободен. То есть, несмотря на плохие учебники и прочие препоны, которые придумывают власти, хороший учитель все равно будет учить. Но, увы, у нас большинство учителей замучены низкими зарплатами, необходимостью преподавать сразу во многих классах, работать с нескончаемой бумажной волокитой, которая сводит живое общение с учениками к минимуму. Такие учителя сами не горят работой. Так что они тогда могут зажечь? — сокрушается Зубов. — Это не проблема ученика и учителя, это не проблема школы и даже не проблема истории. Это на самом деле проблема того, что мы хотим получить: общество думающих и мыслящих светских людей — или общество советских рабов, слепо повинующихся приказу, который произносится из телевизора. И, по-моему, власть склоняется ко второму варианту. Но мы, граждане, должны выбирать первый вариант и делать все возможное для его реализации.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика