Спрос на малые форматы: стрит-ритейл в спальных районах
В момент зарождения и активного становления сегмента стрит-ритейла, он тяготел к центральным районам, туристическим зонам, наиболее популярным пешеходным маршрутам, то есть к местам с максимально хорошей транспортной доступностью, что свойственно «сердцу» города. По данным консалтингового агентства в 2015 году структура стрит-ритейла (элитные локации) была следующей:
Вместе с тем в последние годы тренд в выборе районов для размещения объектов уличной торговли начал меняться. Ввиду комплексной застройки окраин и создания целых микрорайонов возникла потребность в обеспечении их жильцов необходимой инфраструктурой. Стрит-ритейл начал проникать в спальные зоны.
От элитного его отличает не только территориальный признак, но и сама концепция. Она более демократичная, с ориентацией на услуги/товары повседневного использования. Что отражается в структуре объектов (по данным консалтингового агентства Colliers International):
Рентабельность здесь, как правило, выше в сравнении с объектами, расположенными в историческом центре.
Бульвар Дмитрия Донского, д. 8. Предложение от Realty4sale
К преимуществам объектов уличной торговли, расположенных в спальных районах, можно отнести:
более лояльные арендные ставки;
широкий выбор помещений, в том числе на стадии строительства;
большинство торговых объектов в местах новой застройки открываются одновременно, что увеличивает шансы на здоровую конкуренцию, так как у потребителей товаров/услуг еще нет приверженности к какому-то из объектов, которую необходимо «перебить».
К вопросу о расположении
Местоположение объекта — ключевая характеристика, определяющая успешность работы в сегменте стрит-ритейла. Важно изучить:
какие объекты находятся поблизости — для продуктовых магазинов будет выгодным соседство с гостиницей, в то время как для брендового бутика важнее лояльная постоянная аудитория, а гости отелей находятся в городе временно, их покупки разовые, носят стихийный характер;
какие товарные группы представлены поблизости — ценовая категория объектов торговли, должна быть относительно однородной, так как соседство с дешевыми магазинами может вызвать схожую ассоциацию с вашим;
ориентацию — торговые точки ценовых диапазонов «эконом», «средний» и «средний +» тяготеют к пешеходному трафику (в спальных районах это рынки, площади, комплексы новостроек, остановки общественного транспорта — маловероятно, что потенциальный клиент будет специально ехать в конкретный магазин, здесь действует фактор удобства, грамотная рекламная кампания), в то время как более элитные могут размещаться на небольших улицах, в тихих местах;
специфику целевой аудитории — в спальных районах проживают взрослые люди и молодежь, здесь сосредоточены места их привычных посещений, проведения досуга, и объекты стрит-ритейла стоит ориентировать на них: магазин спортивных товаров — у тренажерного зала; недорогое кафе— возле учебного заведения, предприятия и т.д.
Дубравная ул. д. 35. Предложение от Realty4sale
За последние два года в стрит-ритейле наиболее выражено увеличивается доля кафе/ресторанов и небольших продуктовых магазинов. В первом случае рост связан с многообразием авторских концепций (шашлычные, хинкальные, кафе здорового питания, пабы), во втором — спросом на магазины формата «у дома». По прогнозам экспертов, в ближайшие два года сохранится интерес к стрит-ритейлу, ожидается развитие в сферах общепита, fashion-сегмента.
Ежегодно объем предложений в ЦАО Москвы растет в среднем на 5%, что обусловлено благоустройством пешеходных улиц, реконструкцией фасадов зданий, набережных. В Петербурге ситуация иная: большая часть объектов — это помещения в новых ЖК, построенных в спальных районах и пригородах.
По мнению экспертов E3 Group, к 2020 году предложение объектов стрит-ритейла (в Москве) вырастет за счет развития районов на 20-25%, в Петербурге — до 80% таких помещений сосредоточатся в спальных районах.
Помещение на первой линии Тверской улицы, до метро Охотный ряд – 100 м. Предложение от Realty4sale
Справка:
Понятие «стрит-ритейл» стали использовать в экономической литературе в 2007 году. Под термином понимают формат уличной торговли, в рамках которого на первых этажах жилых и нежилых зданий открывают магазины, кафе, творческие мастерские, шоу-румы. Как правило, это помещения площадью 70-150 кв. м, расположенные в местах с интенсивным пешеходным трафиком.