Цыгане со сносом. Репортаж "Собеседника": что творится в скандальном поселке

Что сейчас происходит в поселке Плеханово, где планируют снос цыганских самостроев, узнал корреспондент Sobesednik.ru

Фото: В Плеханово цыгане живут с 60-х годов и считают поселок своей родиной // Андрей Струнин / «Собеседник»

Что сейчас происходит в поселке Плеханово, где планируют снос цыганских самостроев, узнал корреспондент Sobesednik.ru.

Тульский поселок Плеханово, куда в марте из-за цыганского бунта были введены силы ОМОНа, снова в центре внимания. Там сносят незаконно построенные дома, и таких масштабных акций по борьбе с самостроем в России еще не было.

Эта история началась еще в 2014 году, когда было вынесено судебное решение о сносе цыганского самостроя в поселке Плеханово. Но решение это так и осталось на бумаге. А этой весной в цыганском поселении случилась авария из-за самовольной врезки в газопровод. Газовщиков, приехавших ее устранять, местные жители встретили камнями, и все закончилось вмешательством ОМОНа. Цыган тогда оставили без газа. Теперь хотят оставить и без крыши: каждую неделю в Плеханово собираются сносить по 10 домов, пока под снос не пойдут все 122 самостроя.

«Мы всегда во всем крайние»

Поселок Плеханово – это окраина Тулы. Он большой: кроме частного сектора, тут есть и пятиэтажки. Цыганская часть находится в стороне – это и каменные особняки, и домики, похожие на сараи. В них проживают около 3 тысяч цыган – почти треть Плеханово. Это цыганское поселение считается крупнейшим в России.

[:image:]

Около крепкого деревянного дома течет вода – прорвало водопровод. Десяток мужчин копают землю.

– Видите, сами ремонтируем, – сообщает один из них. – Про нас говорят, что мы деньги ни за что не платим, а мы платим. Только когда что-то случается, к нам не едут.

По поводу платежей: жители цыганского поселка задолжали за коммунальные услуги около 15 миллионов рублей.

– Мы всегда во всем крайние, – поднимает голову другой. – Говорят, что торгуем наркотиками, оружием, воруем. А мы металлурги, лудильщики – работяги.

Мужчины соглашаются проводить нас к дому Ивана Дарона, одного из местных баронов. По пути к процессии присоединяются другие обитатели поселка – прессе они не верят и считают необходимым об этом сообщить.

– Уходите! – кричит пожилая женщина. – Будем говорить только с Би-би-си!

Женщины настроены откровенно враждебно – говорят, что по телевизору видели сюжет, как у них все хорошо, как их накормили и разместили, но это неправда. Неправда, впрочем, и то, что кто-то обещал бесплатную еду: снос домов, о котором было известно с 2014 года, – не чрезвычайная ситуация.

«Снесут – поставим палатки»

– Куда мы уедем?! Кому мы нужны?! – разводят руками кандидаты на вылет. – Снесут дома – поставим палатки и будем жить.

У местной жительницы Анджелы уже снесли: от ее деревянного домика осталась только куча досок и труб. Хозяйка и ее четверо маленьких детей живут сейчас у родственницы на веранде. Анджела жалуется, что дети спят на одной кровати почти на улице, а по ночам еще прохладно. У других ее родственников дома тоже снесут, и как они все разместятся под одной крышей, непонятно.

– Обещали бесплатную гостиницу, а когда я пришла в администрацию, мне сказали: «Идите к Дюмину. Он обещал, пусть и дает», – говорит Анджела.

[:image:]

– Это Демон во всем виноват! – кричит вслед за ней пожилая цыганка.

Демоном тут называют Алексея Дюмина, и.о. губернатора Тульской области. Именно он, уверены в цыганском поселении, положил конец их спокойной жизни.

– Он человек военный, генерал, – говорит местный житель, отказавшийся назвать свое имя. – Наверное, думает, что если он эту крепость завоюет, то ему еще одну награду дадут. Только всем будет плохо, не только нам. Начал с цыган, а потом за остальных возьмется.

Кампанию по сносу домов в таборе объясняют «цыганским вопросом» и сведением чуть ли не личных счетов и активно упирают на притеснение по национальному признаку.

Барона Дарона дома не оказалось, уехал по делам в Москву. Вместо него нас настиг слух, будто прямо сейчас в плехановской администрации Дюмин ведет прием и местные жители семьями выдвигаются туда озвучивать свои претензии.

Оказалось, приехал мэр Тулы Евгений Авилов – он возглавляет координационный штаб по сносу незаконных строений – и у него встреча с баронами. Никто не уходит, все чего-то ждут.

«Пока мы платим, у них всё на халяву»

Обитатели поселения, кстати, уверены, что снос еще можно остановить, если обратиться к Путину, которому «неправильно докладывают», или к Медведеву, который тоже «хороший». И даже к Обаме – «он много может». Поэтому, когда пожилая цыганка замечает камеру тульского телеканала, встает перед ней и говорит:

– Мы Путина очень уважаем, молимся за него, желаем ему благополучия.

Когда встреча заканчивается, женщины и дети все равно остаются. У кабинета, где принимает мэр Авилов, ждут чиновники – всё по тому же вопросу сноса.

– Большинство домов, которые сносятся, не просто построены незаконно, – говорит мэр. – Они стоят на газопроводе, а это опасно!

Поселение, по его словам, после сноса не опустеет: около 300 домов построено законно, и их никто не тронет. И выгонять цыган из Плеханово вообще тоже никто не собирается – там остается много свободной земли, на которую те же цыгане смогут претендовать как многодетные.

[:image:]

Авилов упирает на то, что «все должны жить по закону». И цыгане, говорят в администрации, вроде как начинают это осознавать – от баронов поступили первые ходатайства на подключение к газу. Чиновники тут полны оптимизма – недавно, например, позвали цыган на субботник и пригласили сдать нормы ГТО. Некоторые даже пришли.

И только местные жители настроены скептически. Снос самостроя они приветствуют и на соседей обижены, хотя и отмечают, что в последнее время неприятностей типа воровства стало меньше.

– Обидно, что мы платим за «коммуналку», а у них всё на халяву, – говорит Николай, житель пятиэтажки по соседству с цыганским поселением. – Ближе к десятому числу у нас в банке очереди, вовремя не заплатил – начисляют пени, а они в это время в ювелирном золото покупают.

Плехановцы открыто сомневаются, что в поселении удастся навести порядок. Однако очевидно, что тамошние события – это прецедент и урок для всех, кто жил в надежде на авось: авось не достанут.

/Из первых рук

Мэр Тулы Евгений Авилов: Цыгане прекрасно знают свои права

– У нас есть гостиницы, которые готовы принять цыган. Но на сегодня от них нет ни одного официального обращения. Разговоры о том, что их якобы не предупредили о сносе и они даже не собрали вещи, также не могут быть правдой. Накануне судебные приставы обходят дома и предупреждают жильцов, хотя график сноса у баронов есть. Четыре дома из первых десяти снесенных цыгане вообще разобрали сами.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика