Репортаж "Собеседника": что творится у стены между Россией и Прибалтикой

Sobesednik.ru выяснил, как повлияло на жизнь местных жителей появление стены на границах Эстонии, Латвии и России

Фото: Прибалтика строит «антимигрантскую» стену // Shutterstock

Sobesednik.ru выяснил, как повлияло на жизнь местных жителей появление стены на границах Эстонии, Латвии и России.

Латвия и Эстония решили отгородиться от России высоким забором с колючей проволокой и камерами видеонаблюдения. Латвия уже возвела 3 км «антимигрантской» стены. Sobesednik.ru съездил на границу, чтобы выяснить, что изменилось для россиян с ее появлением.

А где стена?

Граница между Россией и Прибалтикой (Латвия, Эстония) проходит в Псковской области. И именно здесь Латвия решила отстроить забор. Правда, о самой стене никто из местных пока толком ничего и не знает: ни как выглядит, ни где находится. Кто-то вообще об этом проекте услышал впервые.

В местном управлении ФСБ говорить о стене отказались и строго предупредили: «На приграничной территории дежурят патрули, и если вы окажетесь там без соответствующих документов – оштрафуют на 1500 руб­лей».

Тем не менее Sobesednik.ru поехал искать участок пресловутой стены. К тому же один из местных меня успокоил: «Да никто тебя не оштрафует и не задержит, они вообще нас не «кошмарят» – понимающие».

Выяснилось, что забор строится в районе приграничного города Себеж. Но возведенный участок пока короткий и расположен далеко от пунктов перехода. Потому-то его никто из местных практически и не видел.

– Когда забор построят, ничего не изменится для тех, кто пересекает границу легально: они так же спокойно будут проезжать через наши пограничные пункты, – пояснил мне один из пограничников.

От кого отгораживаются?

Зачем же тогда стена, кого она должна остановить?

– Они ее строят, чтобы нелегалы к ним не бежали через Россию. Ведь перейти через границу можно незаметно – по лесу, к примеру. Идти, правда, далеко, но все же, – объяснили мне на границе.

Согласно статистике латвийского МИДа, только за прошлый год в стране были задержаны 463 мигранта. В основном незаконно пытаются пересечь российско-латвийскую границу граждане Вьетнама.

[:image:]

Также среди нелегалов были граждане Армении, Белоруссии, Грузии, Конго, Молдавии, Непала, Узбекистана, Украины и Таджикистана.

Среди пограничников ходит немало анекдотичных историй про то, как пересекают границу нелегалы. Вот, к примеру, такой случай, абсолютно реальный. Гражданин Зимбабве решил попасть в ЕС. Он шел вдоль российско-латвийской границы по реке, но ее не переплывал. Так шел километра 4, пока его не поймал патруль. Пограничники поинтересовались – почему же он так и не «шагнул в ЕС»? И услышали в ответ: «Я боялся, что в реке крокодилы будут (как на его родине. – Ред.)».

Сегодня на интернет-форумах можно встретить немало советов: где, в какое время суток и как безопаснее «перебежать» пограничную линию. Этими советами активно пользуются как просто отчаянные путешественники, так и те, кто хочет нелегально обосноваться в ЕС.

Из-за открытой границы сильно развиты провоз контрафактной продукции и наркотрафик. Латвия надеется: когда стена будет достроена, а вдоль забора прокопают патрульную тропу и поставят шлагбаумы, это все прекратится.

/Где еще появится стена?

Накануне майских праздников о строительстве пограничной стены заявила Норвегия. Там тоже решили бороться с беженцами, пытающимися попасть в королевство через Россию: за прошлый год их прибыло порядка пяти тысяч. Длина забора пока не уточняется.

Норвегия уже давно страдает от наплыва мигрантов, и совсем недавно власти заявили, что готовы даже платить беженцам, лишь бы те уехали на родину.

Чтоб в лес сходить – справка нужна

Сами жители Псковской области то и дело пересекают границу. Оно и понятно: у кого в ЕС родственники, у кого – недвижимость, а кто-то – просто на выходные.

Для того чтобы попасть в приграничные города Прибалтики (не только Латвии, но и Литвы и Эстонии), псковичам не нужна виза, но каждый год надо оформлять «индивидуальный пропуск», без которого нельзя путешествовать ни по российским приграничным землям, ни по евросоюзовским.

– Вот я живу на окраине города Печоры, и для того чтобы попасть в соседний район, который считается уже приграничной территорией, мне каждый год надо оформлять специальный пропуск, – жалуется Сергей. – Надо писать заявление и ждать 3–4 недели. Такая морока… При этом там есть графа «Пропуск продлен», но ее почему-то никто не заполняет – отправляют заново подавать документы.

Впрочем, каждый год – это вам все-таки не каждый раз, когда надо побывать в приграничной зоне. В справке-пропуске указаны все данные гражданина, а также в какие деревушки, располагающиеся на приграничной территории, и в какое время суток (а также с какой целью) он имеет право заходить или заезжать.

Приграничная зона – это шесть населенных пунктов на Псковщине: Себеж, Пыталово, Палкино, Остров, Красногородск и пригороды Печор (например Куничина Гора). Причем в сам город Печоры оформлять пропуск уже не требуется – хоть и близко от границы, но это уже обычная российская территория, куда, кстати, приезжает много туристов.

У каждого приграничного городка стоят таблички: «Внимание! Приграничная зона! Въезд (проход) по пропускам и документам, удостоверяющим личность».

[:image:]

С латвийской стороны приграничная зона тянется вглубь на 30–50 км. Туда псковичи (у кого есть пропуск в российскую приграничную зону и кто прожил в Псковской области не менее 3 лет) спокойно могут заезжать. Дальше – только по шенгенской визе.

И в обе стороны можно ездить без визы тем, у кого на территории России или Латвии живут (или захоронены) родственники, или тем, у кого там есть недвижимость.

«Покупанты» в России

С кризисом в приграничных зонах появились новые реалии.

– Эстонцы приезжают в наши аптеки с огромным списком и скупают буквально всё – у нас же лекарства дешевле, – рассказывает Sobesednik.ru житель Печор Сергей. – Раньше мы у них все покупали – они еще на нас сильно злились, называли «покупантами», а теперь им у нас дешевле отовариваться. Да и, говорят, ассортимент у нас лучше, шоколад вкуснее.

На некоторых магазинах вывески не только на русском языке – для удобства прибалтийских покупателей. Хотя это все же редкость. Действительно, сегодня каждое третье авто на Псковщине – с номерами ЕС. Приезжают эстонцы, немало и латышей, и литовцев. Причем закупают не только лекарства.

Например, в самом центре Печор, рядом со знаменитым Псково-Печерским монастырем, популярным среди туристов, есть одноэтажный торговый центр – гостиный двор (кстати, особое скопление авто с иностранными номерами я видела именно там). В нем есть магазинчик автозапчастей – приезжие даже могут расплатиться евро по курсу (если поменять на рубли не успели).

– Запчасти у меня только наши, жигулевские, – объясняет мне хозяин магазинчика Александр, который еще подрабатывает гидом, рассказывая о достопримечательностях области. – Вы мне, конечно, не поверите, но эстонцы с удовольствием покупают за копейки «Жигули», которым уже лет по тридцать. Во-первых, они все-таки надежные, раньше хорошие машины делали. Ну а во-вторых, многие все еще ностальгируют по Советскому Союзу: тогда иметь авто для многих было роскошью, вот и покупают, реставрируют да в гараж ставят. СССР закончился, а мечта осталась...

А один эстонец, который сидел в машине и ждал жену, бегающую по магазинам, удивил признанием – зачем он регулярно ездит в Псковскую область.

– Ваш «Собеседник», кстати, и у нас продается – читаю. Мне вообще нравится российская пресса – за ней и приезжаю, – без капли лукавства убеждал меня Владимир и показал рукой на заднее сиденье своего авто, где лежали стопки газет и журналов. Российских.

[:image:]

/А у вас сколько паспортов?

У доброй половины жителей Псковской области – двойное гражданство. Иметь второй паспорт очень удобно: можно ездить в ЕС без особых ограничений и никаких виз оформлять не нужно.

– Я два года жил в Эстонии – там здорово, но я решил вернуться в Россию, а туда частенько езжу к друзьям, родственникам. Вот через несколько часов поеду крестить девочку, – говорит Михаил Златинский и показывает свой паспорт, в котором места для отметки на границе осталось всего на пару поездок – потом менять придется.

В 2014-м, когда вступили в силу поправки в закон о том, что сокрытие гражданства другой страны грозит большим штрафом (от 200 тыс. руб.) и обязательными работами (до 400 часов), в миграционной службе области было не пробиться из-за желающих заявить о том, что они являются не только российскими подданными.

– Да, в России двойное гражданство не приветствуется, но на деле, как вы видите, у нас почти все с двумя паспортами, это удобно, и отказываться от какого-либо гражданства не собираемся, – гордо заявила улыбчивая официантка с российско-эстонским гражданством.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика