12:17, 11 Мая 2016 Версия для печати

Станислав Бергер: Почему разразился скандал с челябинской учительницей?

 Классный руководитель якобы мучил детей огромным количеством заданий
Классный руководитель якобы мучил детей огромным количеством заданий
Фото: Виктор Лисицин / Global Look Press

Обозреватель Sobesednik.ru размышляет о причинах скандала с уральской учительницей, перегружавшей детей заданиями.

Прокуратура г. Златоуста Челябинской области затеяла проверку в отношении учительницы младших классов. Виной всему стали трудные домашние задания и некорректное поведение педагога по отношению к воспитанникам. В анонимном письме, послужившем основной для проверки и поводом к медийному скандалу, говорится о грубых нарушениях. Классный руководитель якобы не только оскорблял и унижал детей, но также лишал их отдыха на переменах и принуждал задерживаться после уроков.

Всё это, казалось бы, можно вытерпеть, ведь почти каждый из нас, выросший без зоркого глаза Астахова и запомнивший закон об образовании позже азбуки, испытывал на себе подобное воздействие. «Звонок для учителя», «А голову ты дома не забыл?», «Я посмеюсь, когда вы контрольную напишете» — стало притчей во языцех для многих поколений. Можно ли считать это оскорблением? Можно. Но ведь главной занозой в челябинском деле стала не грубость педагога, а «слишком сложные домашние задания».

Ключ к решению конфликта стоит искать не в Златоусте, не в столичных министерствах, не в дневниках с двойками и уж точно не в отдельно взятой школе. Разгадка находится в вузах, где учат будущих педагогов. Из средств массовой информации пока неясно, сколько лет челябинской учительнице, хотя это бы многое уточнило. Педагоги старого поколения относятся к детям, как к пластилину. Из их уст часто звучит утверждение: «Ребенок личностью не является, он должен ей стать». Учителя же нового поколения, напротив, воспитаны в страхе перед YouTube, где могут оказаться их педагогические выходки. Боятся они и родителей, убежденных, будто образование — дело только лишь школы, а сами они, как греки на плантации винограда, должны получить уже готовый, образованный и зрелый продукт.

Стать хорошим учителем — трудно. Кроме призвания важно иметь палитру навыков, которые современное образование просто не в силах дать по многим причинам. Педагогические вузы занимают одно из самых низких мест по проходному баллу. Здесь на ум приходит народный афоризм — «В педагогический поступают те студенты, которые не смогли поступить в нормальный ВУЗ».

Другая причина — плохая реакция на общемировые изменения в методах и формах обучения. Головы юных учителей забиты теориями и системами, большинство из которых давно не работают. Приходя на урок, они сталкиваются с явлениями, к которым их не готовили, многие ощущают беспомощность, трудности, и в конце концов — покидают профессию. Ясно, что Гальперин, Макаренко и Коменский были когда-то правы, но время изменилось. Раньше детей брали в школу абсолютно безграмотными, теперь же любой первоклассник должен уметь писать, читать и считать. Скорость формирования навыков у современного ребенка намного выше, чем у подопечных Ушинского и Монтессори.

В своей статье «Институциональные тупики российской системы подготовки учителей» Каспржак пишет: «71, 43% педагогических вузов оказались в списке учреждений, имеющих признаки неэффективности, тогда как среди медицинских ВУЗов таковых лишь 10, 26 %». В других странах этот процент значительно ниже. В Америке, Азии и некоторых европейских странах труд учителя приравнивается к труду рабочего, его нагрузка большая, а общение с подопечными строго регламентировано. С одной стороны, это плохо — мало места для творчества, столь любимого у русских представителей данной профессии. С другой стороны, свобода учителя в классе чаще всего приводит как раз к злоупотреблению полномочиями, «слишком сложными заданиями» и моральным унижением. Подобные элементы трудно регламентировать законом, они решаются не в кабинетах, а в институтах.

Пока трудно сказать, какие цели преследовала учительница из Златоуста. Возможно, хотела превратить детей в гениев, возможно, мстила за плохое поведение. Либо мстила не детям, а родителям, отказавшимся сдать деньги на капитальный ремонт для школы или интерактивную доску. Может, классный руководитель сама является жертвой плохого образования, а может, забыла что дети разные — один без труда повторит любое правило, а другой до конца жизни пишет с ошибками.

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Loading...

Новое на сайте

00:03, 22 Января 2017
Обозреватель Sobesednik.ru – о самых громких скандалах последнего времени в сфере здравоохранения
»
20:08, 21 Января 2017
Новость, что у Сергея Лазарева есть ребенок, произвела в шоубизнесе эффект разорвавшейся бомбы, узнал Sobesednik.ru
»
17:06, 21 Января 2017
Российские футболисты окончательно выходят из отпуска. Sobesednik.ru узнал, где и как они отдыхали
»