Кого Путин должен отправить с "Восточного" на тюремные нары?

Эксперты объяснили Sobesednik.ru, могут ли на космодроме «Восточный» начаться кадровые репрессии

Фото: Ракета полетела // Global Look Press

Эксперты объяснили Sobesednik.ru, могут ли на космодроме «Восточный» начаться кадровые репрессии.

Ранее Sobesednik.ru писал о том, что «Роскосмос» просит у государства выделить дополнительные средства для строительства аэропорта на космодроме «Восточный». Известно, что проект строительства аэродрома уже готов.

28 апреля с «Восточного» успешно запустили ракету «Союз-1.2а». Ранее ее запуск вынуждены были откладывать несколько раз, а при дебютном запуске накануне произошел отказ автоматической системы аппарата.

На ситуацию с неудавшимся запуском отреагировал Владимир Путин. Он пообещал разобраться со всеми виновными и подчеркнул, что в отношении лиц, которые были уличены в хищении средств при строительстве космодрома, уже ведутся уголовные дела: «Если их вина будет доказана, им придется поменять теплую домашнюю постель на тюремные нары». Разбирательство может коснуться и руководства: например, Дмитрию Рогозину и главе «Роскосмоса» Игорю Комарову уже объявили выговоры.

Sobesednik.ru выяснил у экспертов, кто должен отвечать за все проколы на «Восточном» и насколько серьезно говорил Путин, обещая разобраться с виновными.

Иван Моисеев, руководитель Института космической политики:

— Сам неудачный запуск ракеты — это рабочая ситуация. Это бывает постоянно. Часто бывают переносы запуска. Можно сказать, что они даже запланированные. Наказывать за это не имеет смысла. Как правило, за такие ситуации ответственность никто не несет. Это же автоматика. Она для того и существует, чтобы приостановить пуск ракеты и не довести до аварии.

Надо говорить не о запуске, а о строительстве космодрома в целом. Он же очень долго строился. Обычно такая площадка строится три года. Байконур, Плесецк, Куру — все это строилось три года. А «Восточный» — девять лет. С кого-то за организацию такой работы надо спрашивать. Я думаю, что спрашивать надо с организаций на высшем уровне. Это же связано с космонавтикой, ракетостроением, со Спецстроями Минобороны. Конкретные фамилии я называть не буду.

В целом создание нового космодрома — это успех в масштабе всей планеты. Но то, как его делали, вскрыло множество организационных недостатков и просчетов. О них говорили на всех уровнях. Сейчас предстоит проанализировать и решить, что с ними делать. Но те злоупотребления, которые были допущены при строительстве, никак не связаны с тем, что ракета не полетела с первого раза.

Александр Волков, летчик-космонавт, герой СССР:

— Ракета сегодня была запущена. Все прошло блестяще. В любом случае автоматика отслеживает работу всех систем. Перед стартом запускается циклограмма, и если выявлены какие-то недостатки, то цикл запуска приостанавливается, и недостатки устраняются. Конечно, хотелось, чтобы она с первого раза ушла.

То, что автоматика остановила пуск ракеты, очень здорово. Это штатная ситуация. Автоматика как раз для этого и предназначена.

В связи с отложенным запуском никаких не может быть кадровых решений. Да, Владимир Путин пригрозил там, что если это по чьей-то вине, то надо наказывать. Но здесь ничьей вины нет. Это просто регулировка автоматики. Наказывать никого не будут, потому что там нет человеческого фактора.

Наказание будет тем, кто не вовремя сдал космодром, воровал государственные деньги на космодроме. Уже четыре человека сидят под арестом. Дальше будет суд, они будут наказаны. Я думаю, им мало не будет. Сроки будут большие. А по пуску — я думаю, что даже людей надо поощрить, что они справились с этой задачей, несмотря на внештатную ситуацию. Скорее всего, поощрение будет. Путин сегодня поблагодарил всю команду за блестяще проведенный старт.

[:image:]

В том, что при строительстве «Восточного» было много нарушений, виновато не космическое руководство, а строительные организации. Из космического руководства никто не воровал деньги. Не было таких, кто не платил зарплату рабочим. Это были подрядные организации, которые выиграли конкурс и работали на космодроме. Они не выполнили своих обязательств. Вот там нужно жестко наказывать.

Конечно, в ходе строительства, может быть, нужно было больше контроля за стройкой. Не ждать, когда рабочие начнут писать письма на имя президента о невыплате зарплат. Чаще посещать космодром и разбираться на месте. Здесь виноваты не столько из «Роскосмоса», сколько из тех структур, которые это курировали. А курировали-то это министерские люди.

Я бы хотел, чтобы были наказаны непосредственно те, кто отвечал за эту стройку, но сейчас мы этого не видим. Накажут именно строителей, исполнителей и тех, кто разворовывал. Думаю, тех, кто контролировал, тоже накажут, но не так жестко. Может быть, выговор дадут или лишат каких-то премий.

Я думаю, что в СССР было бы более жесткое наказание. За старт-то нет, а за строительство головы бы полетели вплоть до министров. А за разворовывание в особо крупных размерах вообще был расстрел и конфискация имущества. Если жесткие меры применять к начальству, то следующее начальство уже подумает о том, стоит ли воровать.

Те меры, которые в советское время применялись, надо применять и сейчас. Люди просто так не понимают, поэтому нужно жесткое наказание. Это может уменьшить количество эксцессов, которые у нас происходят. Самое главное — это воровство и недобросовестное исполнение: за это нужно наказывать строже, чем сейчас. Я бы несомненно посадил тех, кто воровал. И чтобы это с конфискацией было обязательно.

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:

— Я думаю, что повторный удачный запуск несколько нейтрализовал негативный эффект, который сложился изначально. Кадровые выводы и то «разгильдяйство», о котором говорил президент, никто не отменяет. Эти выводы будут сделаны. Только вряд ли оправдаются надежды некоторых на то, что Рогозин отправится в отставку.

[:image:]

У Рогозина, конечно, много недоброжелателей, которые провели бурную ночь в предвкушении его отставки. Но, судя по всему, «судьба Евгения хранила» — в нашем случае Дмитрия Олеговича. Ситуация немножко выправилась. Но это не отменяет той халатности, которую допускали строители космодрома «Восточный». Там все очень плохо. Нельзя так строить космодромы. Вообще нельзя так ничего строить. Судя по всему, разгребать эти завалы будут следователи. Я думаю, что приемная комиссия и Следственный комитет разберутся во всем и раздадут, как говорится, сестрам по серьгам.

Вполне вероятно, что нарушения, которые были допущены при строительстве космодрома «Восточный», могли сказаться и на отложенном запуске ракеты. Насколько я знаю, при запуске произошел технический сбой в электронике, на который отреагировала система. То есть система контроля работает нормально. Это выяснилось. Судя по тому, что все улетело и выведено на орбиту, не так все плохо. Прогнозировать какие-то сильные репрессии я не могу. Но за те недочеты, которые уже выявлены комиссией, придется отвечать.

Российская оппозиция и критики Дмитрия Рогозина ни в коем случае не дадут забыть о том, что происходит на космодроме «Восточный». Они внимательно следят за тем, как развивается эта история. Безусловно, те, кто строил «Восточный», те, кто отвечает за это во власти, хотят, чтобы люди видели эту ситуацию с позитивной стороны.

Президент России был очень раздражен тем, что произошло на «Восточном», и ни в коем случае не будет спускать это на тормозах. Судя по его настрою, речи о том, что эта история забудется, не идет. Все будет по-жесткому.

Владимир Скороделов, заместитель главного конструктора НПО «Молния»:

— Строители космодрома — это одно, а ракета — другое. Я считаю, что ракета улетела, выполнила свою задачу, вывела спутники. Все нормально. А то, что был сбой — такое бывает. Это же техника. Автоматика защитила ракету от взрыва. Наказывать никого не надо.

Я считаю, что это штатная ситуация. Ведь было что? Отмена программы пуска. Была какая-то неисправность, ее устранили. Ситуация с запуском ракеты на «Восточном» по сравнению с тем безобразием, которое творится в российской промышленности, — это небольшая оплошность.

Проверки если и устроят, то люди непричастные к этим делам, которых сейчас много в руководстве.

Владимир Ботнев, декан факультета государственного и муниципального управления РАНХиГС:

— Ракету-то запустили, она полетела, но Рогозин и Комаров получили выговоры. Такая реакция со стороны президента должна была быть. Я думаю, что репрессий никаких не будет, а вот кадровые дела могут быть. Не столько даже в верхнем эшелоне — там в этом плане сейчас сильные кадры, а вот на уровне непосредственных исполнителей подвижки будут.

Будут подвижки среди тех, кто элементарно не проверил аппаратуру. Там кадровые решения будут точно. Президент же сказал, что это просто «разгильдяйство».

По факту того, что спутник не полетел, посадить никого нельзя. Там же жертв нет, особого ущерба тоже. Единственное — если какой-то материальный. Ну, задержка — опять же, на сутки: не такая уж и большая она, чтобы за это человека посадить. Я не думаю, что здесь надо кого-то сажать. Надо просто всех разгильдяев выгнать с работы и поставить нормальных, которые хотят работать честно.

[:image:]

То, что Рогозин и Комаров не ушли со своих постов, — это на их усмотрение. У нас очень редко бывает, чтобы после скандала чиновники сами уходили. Это не российская традиция. За рубежом бывает, что что-то не так — и все правительство сразу уходит в отставку. А Рогозин и Комаров не думаю, что уйдут в отставку.

Я думаю, что реакция президента была вполне нормальной. Зачем рубить шашкой наголо? Он наверняка разобрался в ситуации и принял решение с учетом сложившейся ситуации.

Проект «Восточного» не провальный. Космодром построен. Никакого отношения к строительству космодрома тот факт, что ракета не полетела, не имеет. Космодром строили как комплекс, а ракету туда просто привезли. Проколы-то не на космодроме, а именно там, где делали оборудование для ракеты.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика