Глава "Левада-Центра": Новый рейтинг Путина – 81%

Социолог рассказал Sobesednik.ru о колебаниях рейтинга Владимира Путина и дал прогноз его поддержки на ближайший год

Фото: Владимир Путин // Dmitry Golubovich / Russian Look

Социолог рассказал Sobesednik.ru о колебаниях рейтинга Владимира Путина и дал прогноз его поддержки на ближайший год.

Sobesednik.ru писал о том, что на сирийскую военную операцию Россия потратила 33 миллиарда рублей.

Ранее о слишком больших тратах на войну в Сирии высказались пользователи соцсетей. Многие негативно отреагировали на решение Владимира Путина вывести войска из Сирии. Некоторые россияне предположили: столь неожиданное решение свидетельствует о том, что у России просто закончились деньги.

Пошутили в интернете и над тем, что Россия не смогла выполнить те цели, которые анонсировались руководством страны перед началом военной операции в Сирии.

Sobesednik.ru обсудил с главой «Левада-Центра» Львом Гудковым, как изменился рейтинг Владимира Путина в связи с последними событиями и почему люди пока не готовы терпеть падение уровня жизни.

— Пока все держится на монополии кремлевского телевидения в информационном пространстве. Рейтинг чуть-чуть снижается из-за ухудшения экономического положения в стране. Но антизападная, антиукраинская, антитурецкая и прочие мобилизационные пропагандистские кампании создают ощущение общей неуверенности, угрозы извне и необходимости поддерживать власть. Несмотря на растущее беспокойство и страхи перед обнищанием в результате кризиса, рейтинг снижается медленно. Пока он достаточно высок.

— «Левада-Центр» пока не проводил замеры того, как изменилось отношение к Путину после приказа о выводе войск из Сирии?

— Такой опрос мы запустим только на следующей неделе. Люди только вчера узнали об этом. Должно пройти какое-то время, пока эта новость как-то переработается в обществе.

Людям не понятно, что за этим стоит, несмотря на все фанфары по телевидению. Люди пока не понимают, зачем влезли в Сирию и почему при отсутствии видимого результата выводятся войска. Поэтому пока не имеет смысла спрашивать. Недели через две общественное мнение определится с отношением к этому.

— А замеры относительно изменений рейтинга в связи с экономикой в последнее время проводились?

— Это мы измеряем постоянно. Происходит резкое расхождение оценок экономического положения дел в стране. Перспективы становятся все более пессимистичными с каждым месяцем. Но на одобрение и отношение к Путину это влияет чрезвычайно слабо. Тут как раз очень характерный разрыв между экономическими проблемами и поддержкой Путина.

— Получается, что экономика не очень сильно влияет на рейтинг?

— Я бы так не сказал. Просто весь организованный характер подачи информации пока обеспечивает ощущение безальтернативности Путина.

Политическое поле выжжено. У Путина нет никаких соперников из любого лагеря — и среди тех, кто поддерживает идеи Путина, и среди его оппонентов и критиков, — говорит Лев Гудков в интервью Sobesednik.ru. — Людям, может, и не очень нравится такая односторонность, но они соглашаются принять такие правила. Пока есть ощущение безальтернативности. Это мощный консенсус, который поддерживают умелые политтехнологи.

— А конфликт России с Турцией повлиял на рейтинг президента России?

— Нет, не повлиял. Более значимо сейчас нарастание кризиса, неуверенность в завтрашнем дне. Тут более сложные зависимости, чем прямая связь между экономикой и политической поддержкой. Тут работают опосредующие вещи: страх войны, большой конфронтации, необходимости переоценки своих вопросов. Поэтому снижение уровня жизни считают терпимым в условиях осажденной крепости. Люди полагают, что на войне как на войне, надо чем-то жертвовать.

[:image:]

— Опираясь на ваш опыт какие события, как правило, сильнее всего влияют на колебания рейтинга политического лидера?

— В основном на рейтинг влияют социальные волнения и выступления с протестами. Например, в 2005 году пенсионеры выходили на улицы и перекрывали магистрали. То есть бедные и социально незащищенные группы почувствовали, что их лишают каких-то жизненно необходимых вещей. Большинство эту группу поддерживает, потому что за ней социальная справедливость. В этом случае общество неодобрительно выступает в отношении к власти. В любом случае ухудшение ситуации с течением времени приведет к снижению уровня жизни.

Самое главное здесь — исчезновение перспективы, надежды на то, что ухудшения временные. Если люди поймут, что это надолго и связано с той политикой, которую проводят власти, то это приведет к снижению популярности и поддержки руководства страны. Факт ухудшения не всегда вызывает политическую реакцию. Политическая реакция возникает, когда люди начинают понимать, что в стране системный кризис и руководство проводит антисоциальную политику.

— Возвращаясь к рейтингу Путина могли бы назвать пики падения его рейтинга за то время, когда он находится у власти?

— Президентский рейтинг падал несколько раз. Первый раз — после взлета осенью 1999 года. Тогда Путин только пришел. У людей был страх перед терактами, кризисом. Был запрос на приход к власти авторитарного лидера, который бы смог вывести страну из этого состояния. Рейтинг быстро поднялся.

После событий с «Курском», после Дубровки и Беслана рейтинг опять начал падать. Было резкое падение, но оно быстро закончилось. Это связано с ростом уровня жизни, подъемом доходов от продажи нефти.

Вторая волна падения рейтинга — январь 2005 года. Это выступления пенсионеров. Тогда это назвали восстанием слабых. Действительно, выступления пенсионеров произвели очень сильное впечатление и подорвали доверие к Путину. К концу лета 2008 года рейтинг снова достиг пика. Это шовинистический подъем на фоне войны с Грузией. Кризис еще не начался.

А вот с конца 2008 года — начала 2009 года вплоть до января 2014 года шло постоянно падение популярности Путина. Снижение произошло примерно на 25 процентных пунктов: с 87 до 62.

— С чем связано такое падение рейтинга?

— Это связано с исчерпанием надежды на то, что Путин сможет обеспечить устойчивый курс развития. Крым вернул эти надежды и восстановил рейтинг до максимальных показателей: до 88% рейтинг подскочил за два месяца. Долгое время держался на уровне 85–86%. А с ноября 2016 года, когда нефть обвалилась и рубль обесценился, рейтинг начал снижаться. Сегодня рейтинг Путина — 80–81%.

— Из ваших слов следует, что рейтинг Путина всегда рос на фоне каких-то военных конфликтов. Как можно объяснить это?

— Начинает работать мощная пропагандистская и мобилизационная машина. Она апеллирует к имперским, советским представлениям. Используются патриотические настроения, фактор врага, угрозы извне. Все это обеспечивает поддержку лидерам страны.

— А Кремль учитывает рейтинг президента, когда принимает какие-то решения?

— Это делается непрерывно. Это вполне направленная политика, пропаганда. Тщательно разработанная система действий, информационная политика — очень продуманная работа. Никаких случайностей тут нет.

— Есть ли у Кремля «свои» люди в том же «Левада-Центре»?

— Конечно, у Кремля есть соответствующие службы и целые политтехнологические институты, которые разрабатывают такого рода политику.

— Я о другом. Не секрет, что многие люди обвиняют социологические центры, в том числе и ваш, в том, что все исследования якобы проплачены Кремлем, и не верят вам. Что вы можете сказать в свое оправдание?

— Оправдания я никакого не буду давать, потому что это неправда. Это выражение беспомощности людей, которые не понимают, что стоит за той или иной цифрой. Кризис реальности в обществе, а не фактор социологических исследований. Такое же недоверие, которое распространено в обществе, к официальной статистике, межличностное недоверие, недоверие к суду. Это еще и крайне низкий уровень компетентности в обществе.

— А «Левада-Центр» часто сталкивается с критикой в адрес своей работы?

— Нам постоянно высказывают разного рода недоверие. Оно было разное. В одни годы со стороны официальных структур, когда нас критиковали за то, что мы фальсифицируем данные в пользу оппозиции. Сегодня оппозиция и либеральная общественность, которой не нравятся данные после присоединения Крыма, считает, что все куплено Кремлем. Важно сознание, а оно абсолютно симметричное.

— Были ли какие-то экстремальные случаи критики? Нападения и так далее.

— Нет, такого не было. Не дай Бог.

— Лев Дмитриевич, поделитесь своим прогнозом на то, как изменится рейтинг Путина. Хотя бы на ближайший год.

— Я думаю, что принципиально он не изменится. Он будет незначительно снижаться. Примерно по одному проценту в месяц.

— А какие события сегодня могут усугубить ситуацию?

— В условиях жесточайшего бюджетного кризиса и дефицита доходов могут быть приняты меры, направленные против больших групп населения. Например, отмена пенсий работающим пенсионерам, введение новых налогов, увеличение платы за социальные расходы, повышение цен на лекарства.

Социальная сфера и так перекошена. На нее резко сокращены расходы. Попытка переложить последствия кризиса, который на самом деле вызван политикой самого государства, с течением времени может вызвать рост недовольства в обществе и падение популярности. Рано или поздно это будет. Очень сложно сказать, когда именно, потому что информационный контроль в руках Кремля, — заключил Лев Гудков.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика