29.02.2016

От президента к парламенту

Казахстан движется в сторону усиления представительных органов власти

Фото: Нурсултан Назарбаев проводит в Казахстане политические реформы // Henrik Schmidt / Global Look Press

Казахстан движется в сторону усиления представительных органов власти

Через три недели в Казахстане пройдут досрочные парламентские выборы. Чуть менее года назад состоялись выборы президентские. По мнению большинства аналитиков, новый выборный цикл позволит Казахстану не только провести кадровую ротацию и усилить парламент крепкими управленцами, но и в целом сделать шаг к серьезному развитию парламентаризма.

На сегодняшний день парламент Казахстана — один из наиболее репрезентативных и эффективных на постсоветском пространстве. Согласно Конституции Республики от 1995 года, он состоит из двух Палат — сената и мажилиса. Сенат, как и в российском парламенте, является палатой регионов, а мажилис формируется на основе открытой конкурентной борьбы политических партий.

Причем представительство последних в мажилисе медленно, но верно увеличивается. На парламентских выборах 2007 года в мажилис прошла только одна партия, в 2012 уже три, сейчас на места в мажилисе претендуют 6 политических сил. Очевидно, что с ростом представительности парламента возрастает и его авторитет в обществе, роль при обсуждении и принятии ключевых решений.

Тем более, что Президент Казахстана среди пяти ключевых преобразований, реализация которых намечена на ближайшие годы, заявил проведение конституционной реформы, суть которой состоит в переходе от суперпрезидентской республики к парламентско-президентской.

Между тем, каждая из суперпрезидентских, президентских и парламентско-президентских моделей имеет свои особенности. Среди тех стран, в которых позиции президента достаточно сильны, ярким примером являются США, где президент не только является главой государства, но и возглавляет исполнительную власть, а его Администрация, по сути, представляет собой федеральное правительство страны. Конгресс США контролирует Администрацию посредством принятия законов, согласования статей расходов и утверждения бюджета.

Во Франции, где полномочия президента также достаточно велики, правительство формирует парламентская коалиция, за исключением постов министров обороны и иностранных дел, назначения на которые происходят только по согласованию с главой государства.

При этом и в США, и во Франции были приняты конституционные поправки, направленные на ограничение президентского мандата. В США с 1951 года было установлено ограничение количества сроков, на которые может избираться президентом одно и то же лицо — до двух, неважно подряд или с перерывом. Во Франции с 2002 года срок президентских полномочий сокращен с 7 до 5 лет. Причем инициатором реформы стал сам глава государства Жак Ширак, заявив о необходимости сделать избирательную систему более современной и дать возможность французам более активно влиять на политику путем частых выборных кампаний.

Похожих принципов — необходимости модернизации политической системы, активного использования для этого механизма выборов, в том числе и досрочных, придерживается и президент Казахстана. Нурсултан Назарбаев, не только по должности, но и в силу личного авторитета на сегодняшний день олицетворяющий пример суперпрезидентской республики, последовательно проводит политические реформы, усиливая систему представительных органов власти. Причем, это касается не только парламента, но и местных маслихатов, выборы в которые пройдут в марте одновременно с парламентскими.

«До недавнего времени предполагалось, что изменения в систему президентского единовластия и вообще хоть какие-нибудь изменения в нынешнюю конструкцию власти до 2050 года вноситься не будут. Поэтому такие слова дорогого стоят, и, по всей видимости, сам президент их сказал неслучайно. Он действительно на нечто подобное настроен, — говорит один из лидеров казахстанской оппозиции, заместитель председателя Общенациональной социал-демократической партии Петр Своик. — Но, чтобы передавать что-то в парламент, этот парламент должен быть устойчивым, способным воспринять эту ответственность и быть адекватным этой ответственности».

Кстати, сама ОСДП планирует не просто принять участие в выборах, но и добиться мандатов. Политологи же оценивают выше всего шансы пропрезидентской «Нур Отан». Еще две партии, имеющие представителей в нынешнем составе парламента — Демократическая партия «Ак жол» и Коммунистическая народная партия Казахстана могут упрочить свои позиции.

В любом случае, новый депутатский корпус, по крайней мере, судя по уже опубликованным спискам кандидатов, будет значительно усилен за счет людей, имеющих как политический, так и управленческий опыт в экономике, энергетической сфере, реализации крупных инфраструктурных проектов. Без этого невозможно не только усиление представительного органа власти, но и реализация предложенной президентом амбициозной программы модернизации «План нации. 100 конкретных шагов».

По мнению генерального директора ИАЦ МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Рекеды, на выборах сменится примерно половила состава парламента. Российских политологов в связи с этим волнует вопрос, смогут ли новые элиты консолидироваться и удержать курс страны и на обеспечение политической стабильности в условиях новых вызовов, и на продолжение модернизационного развития. Тем более, что в России также уже который год говорят о перераспределении властных полномочий в пользу усиления представительных органов власти.

«Всякие новые выборы в Казахстане — это всегда настройка и это всегда мониторинг общественного мнения и настроений в элитах, — считает директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин. — Надеюсь, что и выборы этого года станут очередным важным этапом на пути Казахстана к формированию действительно демократической и вместе с тем эффективной политической системы».

Григорий Меламедов,
научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, политолог и журналист

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика