Первый срок за партой мотали. Как школьники устроили жизнь по понятиям

Sobesednik.ru рассказывает о забайкальском селе, где школьники попытались организовать жизнь по «тюремным законам»

Фото: В Новопавловке никто никому не верит и все боятся // Наталья Филонова

Sobesednik.ru рассказывает о забайкальском селе, где школьники попытались организовать жизнь по «тюремным законам».

В Новопавловке Забайкальского края произошел конфликт, достойный Чикаго 20-х годов. Правда, его участники – не прожженные гангстеры, а обычные сельские школьники.

Они – борзые

Новопавловку даже местные называют глухой деревней. До Читы отсюда минимум шесть часов на попутке или семь на поезде. В поселке живут 4 тысячи человек, но работать негде. Кварцевый рудник заморожен, на угольной шахте заняты всего около сотни работников, еще столько же – на лесоперерабатывающем предприятии.

– Депрессуха страшная, – рассказывает местная предпринимательница. – Кто как может, так и кормится. Одни подались в торгаши, вторые лес воруют, третьи – всё подряд.

[:rsame:]

Криминалом жителей Новопавловки не удивишь, но случившееся тут в январе – слишком даже для них. О событиях в школе слышали все, но никто не хочет об этом говорить.

А случилось вот что. После каникул, 18 января, между двумя группами учеников во дворе школы вспыхнула ссора.

– Драки не было, была перепалка, – рассказывает директор школы Галина Кондратьева. – С одной стороны – ученики 7-х и 8-х классов, с другой – девятиклассники.

Началось все с куртки. Младшие (на самом деле все участники конфликта – одногодки, просто некоторые оставались на второй год) решили отобрать ее у ученика 9-го класса. Тот не отдал, на его защиту встали одноклассники. Когда учителя поняли, что ссора добром не кончится, позвонили родителям девятиклассников, чтобы забрали детей. Те успели вовремя и предотвратили драку. «Младшие» к тому моменту тоже обзавелись группой поддержки из числа старших друзей.

Обидчики не успокоились. На следующий день они «забили стрелку»... родителям своих жертв.

– А что такого? – пожимает плечами Алексей Коноваленко, заместитель начальника МО МВД «Петровск-Забайкальский». – Они, как говорят, «борзые».

Взрослые вызов приняли. Четверо мужиков выехали на встречу на «Газели», куда обидчики их сыновей подсели потом «побазарить». В итоге родители привезли их в лес, где и состоялся разговор. После него один из парней утверждал, что у него сломан палец, а другие жаловались на синяки и гематомы. Они написали заявление в полицию о похищении и избиении.

– Идет проверка, – говорит Коноваленко. – Возможно, будет возбуждено дело по статье 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью». Жалко родителей.

[:image:]

Деньги собирали даже в столовой

Из тех отцов, которые были на «стрелке» в лесу, поговорить согласился только Евгений Теркин. По словам мужчины, проблемы в школе у его сына начались еще летом.

– Они (ученики 7-х и 8-х классов, которые пытались отобрать у девятиклассника куртку. – Авт.) не прямыми угрозами, а обманом, как у них говорят, «сбазарили» у сына мобильник, – рассказывает Теркин. – Мы его вернули. Они сделали это еще раз. Сыну заявили, что он ведет себя неправильно и должен платить.

[:rsame:]

По словам Теркина, сыну постоянно названивали и требовали с него тысячу рублей, но он отказался платить. И не он один. Похожие истории произошли с его одноклассниками.

– Говорят, деньги трясли со всех, заканчивая школьниками пятых классов, – рассказывает Теркин. – Это продолжалось последние три года. Собирали прямо в школьной столовой: с кого сто рублей, с кого пять.

Евгений Теркин говорит, что жалобы на шпану в полицию были, но результатов ноль. Там, кстати, утверждают, что история с вымогательством в школе – бред, а случившееся недавно – обычный бытовой конфликт.

После произошедшего у школы и в лесу от Теркина-младшего отстали, звонки прекратились, но у семьи подожгли гараж.

– Сын вовремя заметил, – рассказывает Евгений. – Мы с ним закидали огонь снегом.

Муж Светланы Дмитриевой тоже был в числе отцов-мстителей и тоже боится за сына. У их сына несколько раз отбирали на улице одежду, Светлана писала заявление в полицию, разговаривала с родителями гопников, но без толку.

Последний месяц ее сын практически не выходил из дома – боялся, что опять разденут. По словам Дмитриевой, у многих детей шпана вымогает деньги и вещи, но родители не обращаются в полицию – боятся сделать хуже.

– Я боюсь за своего ребенка, – говорит она. – Эти ребята собираются в доме на нашей дороге, мимо них не пройти.

Помни о Море

После того как молодые люди написали на взрослых заявление в полицию, к одному из родителей обратился местный криминальный авторитет по кличке Моменто Море. Предложил: родители платят 100 тысяч рублей, он решает проблему с «обиженными» – и делу конец. Те сообщили в полицию. Сейчас Моменто в СИЗО и может получить срок за вымогательство.

– У Моментика за плечами лет двадцать отсидки, – рассказала жительница Новопавловки Татьяна. Имя она просила изменить: «У меня мама боится, что нам дом сожгут». – Он когда сидел, у него коттедж строился, а у жены была домработница. На какие деньги?

По словам женщины, как только Моменто вышел из тюрьмы, он сразу установил контакт с местной молодежью из неблагополучных семей. Жители Новопавловки уверены: деньги у детей отбирают на общак. Говорят, некоторые школьники платят дань продуктами, которые потом отправляются на зону.

[:image:]

– Дети боятся брать в школу телефоны и деньги, – говорит Татьяна. – Родители боятся обращаться в полицию. Все село живет в страхе. Никто не верит ни полиции, ни местной администрации, ни прокуратуре.

За «крестного отца» молодежь стоит горой. В Новопавловке рассказывают, что, когда недавно Моменто задержали за вождение в пьяном виде, шестеро местных парней чуть не устроили в участке погром, требуя освободить покровителя. Участковый стрелял в воздух, чтобы успокоить «бунтов­щиков».

Пока неясно, чем закончится эта история. Родителей, заступившихся за детей, жаль – они могут получить судимость. Но тех, кто молчит, когда их родина на глазах превращается в территорию, где заправляют судимые и шпана, жаль больше.

/Звонок в школу
«Идеалы у них есть»

Как вообще могло произойти, что подростки стали жить по порядкам криминального мира, мы спросили директора Новопавловской средней школы Галину Кондратьеву:

[:rsame:]

– Эти дети (школьники, начавшие конфликт. – Авт.) из неблагополучных семей, состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Мамы пьющие, папы отсидевшие. Как выяснилось, идеалы у них есть: они равняются на старших, судимых. Информацию по поводу денег ни подтвердить, ни опровергнуть мы не можем. Мы проводили анкетирование каждый год, и такие проблемы не всплывали. Сейчас в школе спокойно. Эти мальчики ходят на занятия. Ничего не делают, но с их стороны уже нет надменности, ведут себя скромнее.

/Кстати
В крае в моде арестантская субкультура?

Забайкальские правозащитники говорят, что случай в Новопавловке вполне укладывается в общую тенденцию: в последние годы в крае набирает популярность криминальная субкультура – АУЕ (расшифровывается как «арестантский уклад един»).

– Подростки собирают деньги на общак ворам, чтобы, если сядут сами, о них позаботились, – рассказывает Анастасия Коптеева, сотрудник Забайкальского правозащитного центра. – В основном это дети из неблагополучных семей и сироты. В Забайкалье, во-первых, много тюрем и отсидевших, которых называют «синими». Во-вторых, если в Чите еще все более или менее нормально, то в районах очень плохо: работы нет никакой, остается только воровать. С развитием интернета и социальных сетей криминальная субкультура получила второе дыхание – АУЕ там широко представлена.

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика