"Сначала места, потом люди". О переселении беженцев в Сибирь

Социолог объяснил Sobesednik.ru, почему предложение беженцам из Украины занять Дальний Восток и Сибирь им не поможет

Фото: В Госдуме беженцам из Украины предложили переехать на Дальний Восток // Global Look Press

Социолог объяснил Sobesednik.ru, почему предложение беженцам из Украины занять Дальний Восток и Сибирь им не поможет.

Как ранее сообщал Sobesednik.ru, депутаты Госдумы предложили беженцам из Украины переселиться в Сибирь или на Дальний Восток. Депутаты полагают, что такая мера поможет и Дальнему Востоку, и беженцам: у украинцев будет место, где они смогут жить и избежать депортации, а своей деятельностью они помогут развить северо-восточные территории страны.

Инициатива депутатов может встретить понимание у Минвостокразвития России. Ранее ведомство заявило о том, что готово создать 50 тысяч рабочих мест на Дальнем Востоке к концу 2020 года — однако эти рабочие места будут созданы в территориях опережающего развития отнюдь не для переселенцев, а для местных жителей. Граждане Украины смогут претендовать на эти вакансии — но только в случае, если подходящих по квалификации работников нет в регионе в достаточном числе и нет других граждан Российской Федерации, которые готовы переехать на на восток государства за новой работой.

«Если не хватает дальневосточников для реализации тех или иных проектов, то приоритет номер два — граждане Российской Федерации, проживающие в других регионах, — цитирует заявление главы Минвостокразвития Александра Галушки, сделанное 11 февраля, пресс-служба ведомства. — Приоритет номер три, в случае, если есть недостаток дальневосточников или граждан Российской Федерации, это граждане иных стран, у которых не будет проблем с адаптацией в культурной среде на Дальнем Востоке, люди с той же идентичностью, которые говорят на русском языке».

Так каковы же перспективы переселенцев из Украины на восточных рубежах РФ — с господдержкой или без нее? Социолог Любовь Борусяк в интервью Sobesednik.ru отметила, что не верит в резкие перемены в миграционных потоках:

— Конечно, это не может никак помочь украинцам. Во-первых, идея заселения Дальнего Востока — я не совсем понимаю, что это значит. Он у нас, конечно, пустой, но большие города — в общем, там население есть. Не предлагают же им поселится на диких просторах бездорожья Сибири и Дальнего Востока.

[:image:]

Про климат, разницу климата я вообще не говорю. Хотя в советское время в нефтяных городах, в Сургуте, например, было много людей с Украины, но многие не выдерживали, все-таки разница климата большая. Ну и плюс, честно говоря, люди, когда они откуда-то бегут, они, в общем-то, мечтают о какой-то спокойной жизни в обжитых местах.

Обживать, мне кажется, в абсолютном своем большинстве [украинцы] не очень готовы. А потом — что там делать? Сельским хозяйством заниматься? Это сложно очень в таких районах. А в станицы Краснодарского края, насколько я понимаю, их не приглашают, — говорит эксперт. — С одной стороны — беженцы, которым нужно жить, работать, устраиваться. С другой стороны — ну да, у нас практически пустые Сибирь и Дальний восток и население там уменьшается. Но надо вкладывать огромные деньги сначала в развитие, чтобы люди туда поехали, вне зависимости от того, беженцы это или не беженцы.

Если создадутся хорошие места, если будут какие-то хорошие условия, то может даже кто-то из россиян поехать, это тоже не исключено, — отметила социолог, отвечая на вопрос о перспективе создания рабочих мест на Дальнем Востоке. — Просто сначала места, потом люди, в любом случае. А наоборот, в общем, не получается. Сейчас ситуация на рынке [труда] не очень хорошая, как мы знаем. Но не до такой степени, чтобы ехать туда, где этих мест нет.

— Много ли украинцев захочет туда поехать, как вы думаете?

— Сейчас вам этого никто не скажет. Потому что мы не знаем, какие будут места, и мы не знаем, какие у украинцев будут запросы — кто они по профессии, чем они занимались. Потому что человеку, всю жизнь прожившему в городе, сложно начинать заниматься сельским хозяйством.

Мы же говорим чисто гипотетически, а люди совершают конкретные действия. Сейчас вам этого никто не скажет. Скажут, конечно, «да» или «нет», но так не отвечают исследователи, которым нужна информация, чтобы делать какие-то выводы.

— Те, кто поедет, смогут прижиться там?

— Смотря где. Там очень разный климат, очень разные условия. Есть места, о которых врачи говорят, что они не предназначены для человеческой жизни длительной. Есть места с более мягким климатом. Есть города, есть маленькие поселки. Во Владивостоке, наверное, многие могут прижиться, но в каких-то отдаленных поселках — сложнее.

— В СССР люди из Украины тоже мигрировали в Россию…

— Тогда не было никакой разницы. Это была одна страна. То есть ты мог жить в том же Сургуте, в Сибири, в нефтедобывающем районе, но у тебя оставалась квартира на Украине. Никакой разницы, в общем, не было — ты зарабатывал деньги и мог вернуться, у детей всегда была возможность вернуться. Не было проблемы ни с гражданством, ни с пересечением границ, ни с чем. Поэтому сложности были только у тех, кто хотел жить и работать в крупных городах, в Москве например.

А остальное было одна страна, поэтому что Украина, что не Украина — люди ездили, с той или иной степенью активности, переезжали, из одной республики в другую. Сейчас совершенно другая ситуация. Сейчас две страны, между которыми плохие отношения. А сравнивать те времена с этими просто невозможно.

— И все-таки сложнее будет сложнее беженцам мигрировать, чем в СССР?

— Были различные условия климатические. Такие же проблемы были и у россиян, которые из одного места в другое переезжали.

На самом деле, если уж говорить про неорганизованную миграцию, то внутренняя миграция у нас всегда была довольно слабой, — отмечает Любовь Борусяк. — Но проблема жилья была одинакова как для жителя Харькова, так и для жителя условного Иванова.

Естественно, теперь намного все сложнее. К тому же тогда это были не беженцы. Все было намного проще, ведь это была одна страна со всеми сопутствующими сложностями, — сказала Любовь Борусяк в разговоре с Sobesednik.ru — Тем более сейчас важную роль играет политические отношения между Украиной и России, тогда этого не было.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика