21.01.2016

Адвокат Немцова: Убийство раскрыто? У Бастрыкина нелады с криминалистикой?!

Адвокат Жанны Немцовой Вадим Прохоров рассказал Sobesednik.ru о том, как идет следствие по делу Бориса Немцова

Фото: Борис Немцов // Замир Усманов / Global Look Press

Адвокат Жанны Немцовой Вадим Прохоров рассказал Sobesednik.ru о том, как идет следствие по делу Бориса Немцова.

27 февраля 2015 года на Большом Москворецком мосту в центре столицы был убит известный оппозиционный политик, депутат Ярославской областной думы Борис Немцов. Следствие по делу Немцова длится уже почти год. Накануне, 20 января, в интервью «Российской газете» глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил, что «раскрыто убийство Бориса Немцова».

[:rsame:]

​Убийцей политика следствие считает бойца батальона «Север» Заура Дадаева — ему предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 105 УК РФ («убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору из корыстных побуждений или по найму»). Также обвинения предъявлены его сообщникам: Анзору Губашеву, Шагиту Губашеву, Темирлану Эскерханову, Хамзату Бахаеву. Кроме того, заочно арестован и объявлен в международный розыск предполагаемый организатор убийства политика, еще один боец «Севера» Руслан Мухудинов.

14 января Анзор Губашев изменил свои показания и сообщил, что Немцова застрелил Беслан Шаванов, уголовное преследование которого прекращено по нереабилитируюшим основаниям в связи с его смертью (Шаванов погиб, когда его пытались задержать).

[:image:]

Sobesednik.ru обсудил последние новости о расследовании убийства Бориса Немцова с адвокатом семьи погибшего Вадимом Прохоровым.

— Вадим Юрьевич, Бастрыкин заявил о раскрытии дела Немцова. По вашему мнению, следствие докопалось до истины или еще нет?

— То ли Бастрыкин искренне не понимает, что значит раскрытие дела, то ли сознательно вводит в заблуждение. Да, действительно исполнители были задержаны очень быстро, буквально через неделю после совершения убийства, на территории Ингушетии и Подмосковья. Они, видимо, настоящие исполнители, находятся в «Лефортово» и скоро предстанут перед судом, который должен вынести приговор. Но они только исполнители, те, кто работал по найму. Мотив тех, кто нанимал, официально следствием не установлен.

— А вы что думаете о мотивах убийства?

— Мы [адвокаты потерпевшей Жанны Немцовы], конечно, уверены, что мотив — общественно-политическая деятельность Немцова. Это очевидно.

[:image:]

— Вернемся к организаторам убийства.

— Так вот, кто организаторы и заказчики преступления, следствием не установлено. Фигурирует один Руслан Мухудинов, но ему вменяется то же, что и остальным — пункты «ж» и «з» ст. 105 УК (убийство группой лиц по найму). Очевидно, что его кто-то нанял, а вот кто нанял и почему, то есть что явилось мотивом — это следствие не установило, которое и будет продолжаться. Как при таких обстоятельствах можно говорить, что преступление раскрыто? Надо, мягко говоря, не быть знакомым с криминалистикой, с положениями, что раскрытие убийства предполагает установление заказчиков и организаторов. Поэтому либо у Бастрыкина явные нелады с этим вопросом, что, думаю, вряд ли, либо, скорее всего, он сознательно вводит в заблуждение для отвлечения внимания общества от самого важного момента — организаторы и заказчики по сей день не установлены и уж точно не задержаны.

[:rsame:]

— Вы считаете, что Руслан Мухудинов не может быть организатором и заказчиком?

— Во-первых, даже и он не задержан. Во-вторых, ему инкриминируется убийство по найму, значит его наняли. Кто его нанял? И какой у него мотив? У него личная вражда к Немцову? Кто должен был выплатить 15 млн рублей исполнителям? Водитель Мухудинов из своей зарплаты? В принципе не установлены фундаментальные вещи. Это даже не с точки зрения стороны защиты, а с точки зрения следствия. Следствие не знает, кто нанял Мухудинова и с каким мотивом, так как же можно говорить о раскрытии?

— Вы как сторона защиты чего будете добиваться дальше?

— Следствие в любом случае пойдет дальше. Бастрыкин умалчивает, что следствие и не может быть прекращено при данных обстоятельствах, оно пойдет дальше, пытаясь установить заказчиков и организаторов. Это означает ровно то, что преступление опять-таки не раскрыто. Исполнители пойдут на скамью подсудимых. Мы примем участие в судебном процессе, где займем определенную позицию, ознакомившись с материалами дел. А что касается заказчиков и организаторов — мы, адвокаты, представляющие интересы Жанны Немцовой, потерпевшей по делу, об убийстве ее отца, Ольга Михайлова и Вадим Прохоров, будем добиваться, чтобы дальше шла работа по установлению заказчиков и организаторов, предпринимая определенные процессуальные усилия — заявляя ходатайства и так далее.

[:image:]

Причем мы как адвокаты пытались помочь следствию, заявляли ходатайство о том, кого надо допросить для установления заказчиков и организаторов — Рамзана Кадырова и его ближайшее окружение: братьев Делимхановых, кстати, двоюродных братьев Руслана Геремеева, его же родного дядю Сулеймана Геремеева. Мы не сидели сложа руки, а приводили определенные обстоятельства, но следствие не восприняло наши слова. Никого из них не допросили. Работать надо в этом направлении, а не саботировать следствие.

— Почему ваши ходатайства не были рассмотрены?

— СМИ уже писали, и я думаю, что это соответствует действительности, что следователи, ведущие дело, уже дважды пытались предъявить заочное обвинение Руслану Мухудинову и его другу детства, его протектору — Руслану Геремееву. Но оба раза был отказ заочно обвинять Геремеева, а Мухудинова, в конечном счете, обвинили. Ларчик, очевидно, открывается просто: Руслан Геремеев входит в ближайшее окружение Рамзана Кадырова, в отличие от Мухудинова, у которого мало влияния. Геремеев — ближайший соратник и родственник крупнейших должностных лиц, окружающих Кадырова. Очевидно, что в этом направлении следствию и следовало бы работать дальше. Вместо этого следствие не предъявило заочное обвинение даже Руслану Геремееву. Ведь дальше придется работать в направлении окружения Кадырова. Думаю, что это объясняется именно так. Но другого направления нет, именно там и надо работать.

[:rsame:]

— Вы верите Губашеву, обвинившему в убийстве Немцова погибшего Шаванова? Следствие ведь считало убийцей Дадаева.

— Здесь несколько обстоятельств. Как в армии «дедовское» «грузи на молодого», так же и по любому заказному убийству — не только политическому и не только этому: общеизвестно, что если среди преступной группы есть какой-то убитый, то на него очень удобно всегда все свалить. Я даже удивлен, что они так долго до этого дозревали. Перевести стрелки с живых на мертвых всегда удобно. По большому счету, это [заявление Анзора Губашева, обвиняющее Шаванова] версии серьезно не меняет. Потому что Шаванов такой же боец батальона «Север», подконтрольного Кадырову и формально входящего в систему Главкомата Внутренних войск генерала Виктора Золотова — главнокомандующего Внутренними войсками [МВД России]. Так что весь тот же самый круг лиц, в конечном счете замыкающийся на Рамзане Кадырове и его ближайшем окружении.

Фундаментально обвинение Шаванова, а не Дадаева, как было ранее, в совершении убийства политика версию не меняет. Обстоятельства свидетельствуют, что версия об убийце Немцова Зауре Дадаеве является более правильной. Но даже если предположить, что убийство совершил Шаванов, то все равно для установления заказчиков и организаторов надо работать в направлении ближайшего окружения Кадырова. В принципе, как мне представляется, есть достаточные данные, говорящие, что стрелял все-таки Дадаев, но суд должен с этим разобраться, —заключил Вадим Прохоров в интервью Sobesednik.ru.

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика