Источник: «Собеседник» №1-2016
22:03, 17 Января 2016 Версия для печати

Как 62-летний Икар-самоучка взлетел, разбился и снова рвется в небо

Соседи Колесника назвали аппарат Икаром
Соседи Колесника назвали аппарат Икаром
Фото: Стоп-кадр

Sobesednik.ru побывал в гостях у жителя Липецкой области, который собрал в гараже самолет и облетел родную деревню.

62-летний Александр Колесник из липецкой деревни Воейково построил у себя в сарае самолет и облетел на нем окрестные деревни. Полет, правда, закончился авиакатастрофой, но пенсионер выжил. Недавно Икар, как окрестили его односельчане, вышел из больницы с намерением снова подняться в небо.

«Будто стоишь над миром»

Александр Колесник шутит, что сейчас может находиться только в двух положениях: либо горизонтальном – на кровати, либо вертикальном – на костылях. У летчика-самоучки двойной перелом бедра.

17 сентября прошлого года пенсионера Колесника обнаружили на кукурузном поле летчики воронежской поисково-спасательной базы, которые с воздуха заметили его летательный аппарат. За сутки до этого Александр Иванович совершил свой первый полет, облетев 8 окрестных сел и деревень на скорости 60 километров в час. Он бы, может, и приземлился успешно, но закончился бензин: Колесник так увлекся, что забыл про запас топлива.

Самолет он строил сам – четыре года. А мечту о небе ему, равно как в греческом мифе о Дедале и Икаре, привил отец.

– Он плотник был, брал меня с собой на крыши, – вспоминает Колесник. – А оттуда такие пейзажи! Сверху-то все по-другому видно. Будто ты стоишь над м­иром.

В 6 лет Колесник «собрал» самый первый самолет. Сбил две доски и стал рулить воображаемым рулем. Отец дал хворостиной за порчу материала, но любовь к авиации не отбил. В пятом классе на уроках труда Колесник сделал первую модель самолета.

В летное училище после школы он не пошел. Во-первых, плохо шла математика, во-вторых, любил рисовать. Александр Иванович выучился на учителя ИЗО в Липецком педагогическом институте и переехал в село Воейково к супруге Евгении Ивановне. Поскольку в сельской школе кадров не хватало, он работал еще учителем музыки и труда. В семье родился сын.

– Сыну было 15 лет, когда мы с ним смотрели журнал и нашли модель самолета «Арго-02», – вспоминает Колесник. – Его двое самоучек из Тверской области придумали и сделали расчеты. Мы с ним очень хотели собрать этот самолет и полететь. Но были 90-е годы, денег не было.

Сын Колесника умер через три года от лейкемии. Вот тогда Александр Иванович и решил, что обязательно полетит – за двоих.

«Ну всё, Вань, я полетел»

Когда началось строительство самолета, Колесник был уже на пенсии. Но со свободным временем все равно было туго – у семьи скотина и огород, а кроме того, Александр Иванович возглавляет местный краеведческий музей, единственным сотрудником которого является. Самолетом приходилось заниматься ночами.

Колесник строил свой самолет по ночам в сарае
Колесник строил свой самолет по ночам в сарае
Фото: личный архив

В Воейково и окрестностях все знают: если что-то нужно починить или смастерить, надо просить Александра Ивановича. Он сам провел в дом газ, сам собрал мебель, а потом – трактор и мельницу. Винт для своего самолета Колесник сделал из сосны. Финскую авиационную фанеру для корпуса и крыльев друг нашел для него на московской базе. Он же помог с полиэфирной тканью – ею обтягивается каркас самолета. Руль-рычаг Колесник смастерил из рамы от велосипеда «Орленок». Единственное, что пришлось купить – это итальянский двигатель в 102 лошадиные силы. Сколько он стоит – тайна.

– Жена обидится, если узнает, – объясняет Колесник.

Однако сконструировать самолет – одно дело, другое – уметь летать. Азам управления Колесник учился у знакомых в Ельце, которые ведут специальные курсы. На занятия он, правда, не ходил, просто летчики пару раз взяли его с собой полетать.

– Посадку и взлет мне делать, конечно, не разрешали, а ручку в воздухе подержать – это да, – рассказывает он. – Я один раз полчаса летал. Замерз страшно.

В среднем налет Колесника составил часа два, но он решил, что достаточно. Сначала ездил на собственном самолете за деревней, потом стал делать подлёты – чуть приподнимется над землей и сядет...

16 сентября стояла теплая солнечная погода. Пенсионер погрузил самолет в прицеп автомобиля и пошел на кладбище.

– К сыну пришел на могилу и говорю: «Ну всё, Вань, я полетел», – вспоминает Александр Иванович и плачет.

«Я еще полечу»

Стартовал Колесник с поля у деревни Березовка. Больше Александр Иванович ничего не помнит. Он пришел в себя уже на земле, но сдвинуться с места не мог – зажало в кабине. На следующий день пенсионера нашли спасатели. Евгения Ивановна Колесник подняла на ноги односельчан и МЧС, когда муж не вернулся.

– Меня когда освобождать стали, воткнули в крыло нож, – рассказывает пенсионер. – Как будто в меня его всадили. Говорю им: «Ребята, пожалуйста, самолет не трогайте». Мне хотелось, чтобы он сохранился. Ну, дурак!

Колесника отвезли в сельскую больницу, где ему прооперировали бедро. Тем временем односельчане отволокли разбитый самолет обратно в сарай. Несколько месяцев летчик пролежал в больничной палате на вытяжке и только в конце декабря вышел. Все его, конечно, называют Икаром, но он не обижается.

– Разве все летают?! – пожимает он плечами. – А Икар полетел. Он взял и придумал, как это сделать, добился своего. И увидел солнце.

Сейчас Колесник лежит дома и пишет рассказы. Это еще одно его увлечение – тоже с детства, как и мечта о небе.

– Детство – это то, что нас держит, – размышляет он. – Оттуда все самые лучшие воспоминания. Потому что дальше свадьба – и всё, конец счастливой жизни.

Он вообще оптимист и после всего сожалеет лишь о том, что не рассчитал бензин, не долетел, упал и ничего не запомнил. Ну и что музей стоит закрытым столько времени. Его Колесник тоже создал своими руками – привел в порядок полуразрушенное здание, которое выделила администрация, сам собирает экспозицию.

Самолет Колесника
Самолет Колесника
Фото: личный архив

– Спрашиваю вещи у знакомых, – рассказывает он. – Хожу по заброшенным деревням. У меня чего только нет: одежда, фотографии, колокольчики, безмены...

Есть даже долбленый челн допетровских времен. Со временем появится еще один экспонат – самолет, но это потом.

– Я еще на нем полечу, – говорит Александр Иванович. – Я сейчас себя на 35 лет ощущаю.

И ведь полетит. Итальянский двигатель после падения остался цел и невредим, а все остальное, как говорит Колесник, он сделает снова.

/Кто еще?
Сделано в хрущевке. Собрано с умом

Преодолеть 40 километров на самодельном самолете, как это сделал Александр Колесник, – хороший результат. В истории «самодельной» авиации были и другие примеры.

Новосибирск. Десять лет назад 80-летний Юрий Тайченачев собрал самолет в своей трехкомнатной хрущевке. Материал искал по свалкам и гаражам, в качестве двигателя использовал мотор от снегохода «Буран». Перед испытаниями конструктор спустил самолет через окно – корпус и крылья отдельно. Первый полет был успешным: Тайченачев пролетел на своих «крыльях» 25 метров. Вроде немного, но специалисты в области авиации дали разработке новосибирца высокую оценку.

Грязовец. Токарь из городка в Вологодской области Михаил Верещагин тоже собрал самолет своими руками. Летал Верещагин на высоте пятиэтажного дома без падений, но говорит, что одному самолетом управлять было тяжело, поэтому он переделал его в моторный параплан.

Дзержинск. Бывший авиамоделист Сергей Хвалин с полетами завязал, но от скорости не отказался. Благодаря навыкам конструирования Хвалин, который увлекается лыжами, смастерил пропеллер, который позволяет ему мчаться по лыжне буквально на всех парах.

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Loading...

Новое на сайте

07:03, 04 Декабря 2016
Автообозреватель Sobesednik.ru Александр Пикуленко – об отсутствии каких-либо шансов на появление биотоплива в РФ
»
00:04, 04 Декабря 2016
Михаил Осокин — о том, почему правозащитой в России занялись швеи и как в Москву могли заманить Дидье Маруани
»
20:08, 03 Декабря 2016
Режиссер Павел Лунгин рассказал в интервью Sobesednik.ru о совем новом фильме «Дама Пик» и других своих киноработах
»