09.12.2015

Двоечники у власти

Неуспевающих губернаторов Кремль скорее отчислит, нежели оставит на второй год

Фото: Владимир Груздев // gruzdev.ru

Неуспевающих губернаторов Кремль скорее отчислит, нежели оставит на второй год.

В конце ноября Фонд «Петербургская политика» и Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» представили 16-й выпуск Рейтинга политической выживаемости губернаторов. Большинство глав субъектов РФ получили от политологов заслуженные «пятерки» и «четверки», хотя и «троечников» набралось немало.

Однако наибольшее внимание в этих рейтингах традиционно привлекает так называемая «группа смерти» — губернаторы-двоечники, чья карьера висит буквально на волоске. В этот раз их оказалось трое — и каждый, пожалуй, заслуживает отдельного внимания.

Назвался Груздев — полезай в...

Глава Тульской области Владимир Груздев — первый кандидат на вылет из губернаторского корпуса. О его отставке не просто ходят слухи — о ней, как о свершившемся факте, уже говорят практически вслух. Так, газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщила, что Груздев объявит о сложении полномочий по собственному желанию.

Груздев руководит областью с августа 2011 года. По мнению политологов, его сильными качествами являются харизма, навыки и способности публичного политика, а также стабильная социально-экономическая ситуация в регионе. Однако их перевешивают «минусы» — стремление к карьерному росту, конфликты «с отдельными федеральными группами» и скорое окончание губернаторского срока (в 2016 году).

По карьере Груздева в Тульской области, пожалуй, можно написать учебник «Как стать губернатором и заставить всех себя ненавидеть». Ему не на кого пенять: в «группе смерти» он оказался самолично, перечеркнув свои успехи на экономическом поприще грубейшими политическими ошибками. Главной из них стало «призвание варягов» из столицы на ключевые позиции в области, что не добавило ему популярности в рядах местных элит. Более того — кадровая политика явно не является сильной стороной губернатора.

Если короля играет свита, то губернатора — его команда. У Груздева она оказалась, мягко говоря, небезупречной и вдобавок склонной к коррупции, что не могло не сказаться на репутации самого главы Тульской области.

Например, назначенной на пост вице-губернатора Юлии Марьясовой впору было записываться на курсы «управления гневом». В 2013 году заместительница Груздева прославилась на всю страну после того, как на встрече с жителями области назвала пенсионерку Галину Германенко «подзаборной бабкой». Как писала пресса, схватив 76-летнюю женщину за грудки, высокопоставленная чиновница силой вытолкала ее из здания администрации города Узловая.

В тот день вице-губернатор проводила внеочередное совещание с депутатами в связи с уходом в отставку главы Узловского района Алексея Березина. Во время собрания у здания собралось около сотни местных жителей, некоторые из которых (в том числе и Германенко) решили войти в зал заседания, чтобы пообщаться с чиновниками. Именно это и спровоцировало ярость и дальнейшее рукоприкладство Марьясовой.

Некрасивая история превратилась в скандал федерального масштаба — особенно когда полиция отказалась принимать заявление Германенко, не найдя в действиях чиновницы состава преступления. Инцидент, бросивший тень не только на губернатора, но и на «Единую Россию» в целом, оставил позорное пятно на администрации области. Жители при этом не дождались от главы региона ни извинений, ни отставки ретивой вице-губернаторши, ни вообще сколь-либо внятной реакции. Лишь через год после той стычки с ветераном труда Марьясова сама покинула команду Груздева. Несмотря на громкий скандал в регионе, Марьясова в настоящее время благополучно заседает в тульской областной Думе в качестве ее зампреда.

Другие призванные «варяги» Груздева отличились не меньше Марьясовой. Не так давно разразился скандал вокруг Максима Мищенко, — бывшего депутата Госдумы, который успел поработать замминистра внутренней политики Тульской области с августа прошлого года по сентябрь текущего. Теперь его подозревают в том, что на этом посту он занимался выводом бюджетных средств в подставные фирмы через некоммерческие организации. «Известия» писали, что с подачи Мищенко деньги сначала поступали на счета НКО как грант, а затем они направлялись на счета подставных фирм как оплата за фиктивную работу.

Еще один коррупционный скандал времен Груздева связан с именем мэра Тулы и председателя Тульской городской думы Александра Прокопука. Как писали все те же «Известия», когда тот был директором МУП «Спецавтохозяйство», предприятие было разделено. При этом наиболее прибыльная его часть — сбор и утилизация мусора — перешли в новое предприятие «Экоресурс», приватизировавшее потом и свалки. Эта фирма перешла под контроль самого Прокопука. В «Спецавтохозяйстве» осталась лишь уборка городских улиц, которая, как правило, не приносит никакого дохода. На этом фоне у правоохранительных органов появились вопросы к тульскому мэру, и в прошлом году тому в конечном итоге пришлось покинуть свой пост.

Стопами бизнес-губернатора

Все эти скандалы вносили раздрай в тульские элиты, настраивая их против губернатора и его команды. Несмотря на рекомендации администрации президента выращивать собственные кадры в области, Груздев предпочел назначать «своих людей», которые в итоге только множили коррупцию и провоцировали конфликты на локальном уровне.

Впрочем, с «федералами» у тульского губернатора отношения не лучше. Считается, что у Груздева авторитарный стиль управления, хотя внешне он может производить впечатление либерального политика. Как рассказал нам источник в Администрации президента, губернатор порой вроде как «забывается — начинает кричать, что-то доказывать, одним словом — напрягает».

«Непростые отношения у него и с Володиным [первый замруководителя АП], который пытается строить в регионах сбалансированные выборные конструкции на основе конкурентности, открытости, легитимности», — добавил источник.

И действительно — в течение последних двух лет в Москве губернаторам четко и неоднократно давали понять, что региональные выборы теперь должны быть максимально честными, а их результаты — не вызывать недоверия. Однако в Тульской области эти настоятельные рекомендации пропускают мимо ушей — в регионе при Груздеве не было ни одной крупной избирательной кампании, которая бы обошлась без скандалов.

Есть информация, что при проверке губернаторского корпуса у правоохранительных органов могут возникнуть такие же вопросы к Груздеву, как и к бывшему главе Челябинской области Михаилу Юревичу. Последний был отправлен в отставку на фоне серии коррупционных скандалов и арестов чиновников из его ближайшего окружения. К моменту отстранения от должности за ним прочно закрепилась слава «бизнес-губернатора» — свои обязанности главы региона он успешно совмещал с развитием в подконтрольном ему регионе девелоперского и медиабизнесов. Поскольку быть чиновником и бизнесменом одновременно запрещено законом, фирмы были записаны на его родителей и приближенных (например, бывшего водителя Александра Москалюка, который уже арестован в рамках дела о коррупции в челябинском здравоохранении).

Подобно Юревичу, Груздев тоже пришел во власть из бизнеса — он является основателем сети супермаркетов «Седьмой Континент», а также приложил руку к созданию «Модного континента» (развивает бренд одежды InCity). Несмотря на то, что в 2007 году он продал свою долю в сети супермаркетов и формально сосредоточился на госслужбе, ходят слухи, что предпринимательством он заниматься не прекратил. По крайней мере, бизнес семьи Груздевых продолжает расти по сей день, и в этом году Forbes оценивал эту империю в 1,2 млрд долл. Не исключено, что в ближайшее время правоохранительные органы могут пустить в ход папку с данными на этот счет, собранными на тульского губернатора.

Учитывая все эти обстоятельства, уход Груздева с поста тульского губернатора действительно обещает стать делом ближайших недель, а то и дней. Главной интригой же теперь является ответ на вопрос «куда»? Михаил Юревич после отставки осел в Госдуме, Груздеву же пророчат должность замминистра транспорта в правительстве (хотя, по слухам, он сам метил на высокие посты в куда более «хлебные» Минэкономразвития или Минпромторг). Источники «Ведомостей» в АП указывали, что замминистра транспорта для нынешнего губернатора — «это низкий уровень, конечно».

Герой в отставке

Следующим после Груздева кандидатом на отчисление из губернаторов является глава Тверской области Андрей Шевелев. У него много общего с коллегой из Тульского региона — оба авторитарны до крайней степени, предпочитают командный тон и не умеют выстраивать отношения с людьми. В итоге обоим были выставлены «двойки» в последнем рейтинге выживаемости губернаторов.

Как и тульский губернатор, Шевелев был назначен летом 2011 года, и сейчас срок его полномочий подходит к концу. Подобно Груздеву, он перетащил за собой массу «варягов» с прежнего места работы (администрация Рязанской области) к вящему неудовольствию тверских элит, с которыми теперь у него самые сложные отношения.

В этом контексте главной кадровой ошибкой выглядит назначение на должность первого замгубернатора Сергея Дудукина, который ранее возглавлял комитет по делам печати и информации Рязанской области. Тот умудрился не только рассорить своего шефа с местными, но и затеял на ровном месте войну с местным отделением пропрезидентского Общероссийского народного фронта (ОНФ), а также испортил отношения администрации с влиятельным тверчанином, главой фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимиром Васильевым. На фоне последнего Шевелев выглядит особенно бледно — возможно, именно поэтому в области то и дело начинают ходить слухи о том, что Васильев вот-вот сядет в кресло тверского губернатора.

Но если главе Тульской области хотя бы удалось навести порядок в экономике региона, то Шевелеву сегодня совершенно нечем прикрываться перед Москвой — особых достижений у его команды нет до сих пор.

Впрочем, политологи не торопятся списывать нынешнего губернатора Тверской области в политический утиль. У Шевелева есть неплохой опыт выживаемости — несмотря на то, что он получает «двойки» и последние места в рейтингах эффективности губернаторов уже не первый год, он до сих пор не отправлен в отставку (хотя обычно «дно» в рейтингах приводит именно к такому результату). Отчасти это происходит из-за его прежних заслуг (Шевелев является Героем России), отчасти — из-за отсутствия у губернатора крупного бизнеса и коррупционного шлейфа, как у тех же Юревича и Груздева. Поэтому, несмотря на все провалы, он сохраняет шансы остаться в публичной политике — например, в качестве депутата Госдумы или даже члена Совета Федерации.

Кашин на шее

Третий участник «группы смерти» — это губернатор Псковской области Андрей Турчак. В отличие от двух предыдущих участников, его попадание в «расстрельные списки» объясняется скорее внешними, нежели внутренними обстоятельствами. И в этом — основное преимущество псковского руководителя.

На дно политического рейтинга губернатора утянул журналист Олег Кашин, который в сентябре 2015 года заявил о раскрытии покушения, осуществленного на него в 2010 году. По его словам, исполнителями и организаторами преступления были люди, связанные с холдингом «Ленинец», которым владеет отец губернатора Псковской области Андрея Турчака. Супруга одного из предполагаемых исполнителей преступления также назвала Турчака заказчиком.

В результате вновь активизировавшегося скандала и невнятной реакции на него самого чиновника его медиарейтинг упал сразу на 23 позиции — до последнего, 85-го места среди губернаторов. Именно «провальная реакция на скандал вокруг Олега Кашина» и «негативный информационный фон» были названы политологами основной причиной «двойки», выставленной Турчаку в ноябрьском исследовании.

Однако у псковского губернатора не все так плохо — в скандале с Кашиным он получил поддержку Москвы. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что установить виновных в покушении на Кашина могут только следствие и суд, а Кремль не намерен вмешиваться в это дело. В условиях, когда «крови» Турчака требовали и некоторые журналисты, и правозащитники, подобная позиция федерального центра дорогого стоит.

Отметим, что дело Кашина — довольно непростое и запутанное; на его расследование у Следственного комитета ушло целых пять лет. Версия о том, что к нему причастен Турчак, появилась не вчера — однако за все годы муссирования этой темы псковскому губернатору так и не были предъявлены конкретные обвинения. Не предъявлены они и сейчас, несмотря на многочисленные призывы к этому либеральной общественности. Это говорит о том, что в вопросе о заказчике преступления не все так однозначно, как то пытается представить сам Кашин и либеральная пресса.

При этом Турчак, как уже дали понять в Кремле, находится на хорошем счету в Москве. Там его небезосновательно считают крепким хозяйственником и достойным руководителем. Несмотря на «ошибки молодости» (как и Груздев с Шевелевым, он наступил на грабли с «призванием варягов» в начале губернаторства), Турчак впоследствии нашел в себе силы заменить своих питерских приятелей на местные кадры. Его политика в регионе — со ставкой на сбалансированную политсистему с участием местных элит, — вполне соответствует рекомендациям администрации президента, и на Старой площади это ценят.

Поддержка федерального центра в итоге позволила политологам поставить псковскому губерантору «двойку с плюсом». На этом фоне можно прогнозировать, что по мере утихания скандала он благополучно покинет «группу смерти», сохранив за собой статус главы области.

Будут ли оргвыводы?

«Двойка» в рейтинге выживаемости губернаторов от фондов Минченко и Виноградова, равно как и позиции в последних рядах рейтинга Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константина Костина, зачастую трактуется как «черная метка», за которой следует неизбежная отставка. Однако в рассмотренной троице неуспевающих губернаторов своего поста, скорее всего, лишится только глава Тульской области Груздев: его позиции сейчас откровенно слабы, и слухи об отставке в федеральной прессе — лишнее тому подтверждение.

Шевелев же и Турчак, скорее всего, свои посты сохранят. У псковского губернатора устойчивые позиции и в области, и в Москве, и один скандал вокруг Кашина едва ли будет стоить ему кресла. В случае же с Шевелевым стоит помнить, что он возглавляет проблемный регион, и здесь вполне возможен калининградский сценарий, где глава области Николай Цуканов сумел переизбраться, несмотря на непростые условия.

Однако было бы наивно полагать, что указанными тремя регионами дело и ограничивается. После последних региональных выборов выяснилось, что на карте России немало и новых проблемных территорий — в частности, Амурская область, республика Марий-Эл, Архангельская область и ряд других. Но все эти реалии по каким-то причинам не нашли отражения в рейтинге от «Петербургской политики» и «Минченко консалтинга» — местные губернаторы получили в ноябре от политологов «четверки» и «тройки», которые не всегда выглядят оправданно. И это вызывает некоторые вопросы к методологии исследования и даже сомнения в качестве экспертизы.

Рейтинг выживаемости глав регионов выпускается с 2007 года и с тех пор успел завоевать определенную популярность в кругах экспертов и чиновников. Отчасти это объясняется авторитетом его авторов — фонд «Петербургская политика» возглавляет известный эксперт Михаил Виноградов, тогда как Евгений Минченко тоже не нуждается в представлении.

Однако в последнее время эксперты все чаще обращают внимание на определенные перекосы в результатах исследования. Некоторые губернаторы получают порой завышенные оценки, другие — наоборот, чересчур низкие. В результате возникает ощущение, что рейтинг от Виноградова и Минченко составляется не всегда объективно — как будто они пишутся в угоду сначала одним, потом другим.

Не совсем понятно, почему в рейтинге, который пользовался неизменным уважением столько лет подряд, стали возникать подобные искажения. Это тем более удивительно, если учесть, что составляющие рейтинг политологи имеют тесные связи с АП. Так, руководитель фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов является партнером главы ФоРГО Константина Костина, в то время как Евгений Минченко тесно связан с членом Общественной палаты, главой Фонда ИСЭПИ Дмитрием Бадовским.

И Костин, и Бадовский в свое время работали в Администрации президента и прекрасно осведомлены о требованиях, которые там предъявляют к подобной аналитике. И если сегодня к качеству их рейтингов возникают претензии, то это тревожный звонок для обоих — либо они окончательно оторвались от нужд своих основных читателей, либо их протеже затеяли какую-то свою игру, от которой веет коррупционной составляющей.

В случае, если ситуация не изменится к лучшему, это может привести к смене «поставщиков политической аналитики» — Кремлю важно держать руку на пульсе регионов, и создание помех и искажений в этом процессе перед важными выборами 2016 года может обойтись ему слишком дорого.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика