Что творится на космодроме Восточный за полгода до открытия
Sobesednik.ru побывал на месте строительстве космодрома Восточный, успевшего прославиться многочисленными скандалами
Sobesednik.ru побывал на месте строительстве космодрома Восточный, успевшего прославиться многочисленными скандалами.
Новый российский космодром – Восточный, – до завершения строительства которого осталось меньше полугода, успел прославиться, к сожалению, пока лишь скандалами. Невыплат зарплат тут, по словам строителей, на миллионы, а хищений, утверждает следствие, – на миллиарды. Корреспондент Sobesednik.ru увидела «стройку века» своими глазами.
Зарплаты маленькие от... неграмотности
Дорога дальняя через всю страну началась для нас с московского военного аэродрома Чкаловский. Я лечу в самолете вместе с главой Спецстроя Александром Волосовым и внушительной делегацией его замов и помощников. Именно Спецстрой пока отвечает головой за стройку Восточного, поэтому высокое начальство инспектирует космодром чуть ли не каждый месяц и живет прямо на стройке, бывает, по две недели. Своего аэропорта у Восточного пока нет, поэтому после 7,5 часов полета мы приземляемся примерно в 300 км от Благовещенска, на самой границе с Китаем. Оттуда еще 30 км до строящегося города, который, когда сдадут, назовут Циолковский. Жить там будут космонавты, их семьи и рабочие космодрома. Город возводится в чистом поле с нуля. 12 из 40 жилых домов должны успеть построить до конца года. Правда, хвастать пока особенно нечем – монолитные работы полностью закончены только в двух домах, на стадии завершения еще три. Жилой можно считать только одну квартиру в 64 квадратных метра, которую и показывают в качестве образца. Внутри ничего особенного: ремонт, удобства, два балкона с видом на лес – больше тут смотреть некуда. Можно, конечно, любоваться звездным небом. Но космонавтов этим не удивишь.
– Нас на стройку Циолковского согнали по разнарядке, – рассказал 21-летний студент-москвич Иван Рудой. – Мы учимся в МАИ на инженеров космических аппаратов. Надеялись, что в качестве летней практики сможем сконструировать 3D-модель ракеты, а нас отправили сюда копать песок и убирать строймусор. Не так я себе космос представлял.
[:wsame:]
Студентам на стройке скучно. Развлечений никаких, не считая «Зарниц», капустников и внезапных ревизий Рогозина.
– Зарплату обещали большую, но устно, а она оказалась в 1,5 раза меньше, но письменно, – замечает Рудой. – Денег пока не видели, дадут в конце августа, по результатам 2-месячной вахты. Посмотрим, сколько выйдет. Если мало, уволимся – все равно, что скажут в вузе.
О таких вещах говорят многие: мол, обещали 100 тысяч в месяц, а дадут не то 25, не то 17. В Спецстрое разницу объяснили так: народ по доверчивости подписывает контракты не глядя. И заверили, что 17 тысяч – это минимум, а со всеми надбавками и бонусами доходит и до 45. Задержки же связали с тем, что Спецстрой – это генподрядчик стройки, а конкретно работы ведут минимум 50 субподрядчиков, каждый из которых сам заключает договоры с поставщиками на материалы, оборудование и так далее. В этой пирамиде уже более
3 тысяч организаций. И за выплаты рабочим каждая организация отвечает самостоятельно – поди проконтролируй их все.
Говорят, правда, когда Рогозин в очередной раз надавал по каске за задержки зарплат, Спецстрой стал больше рабочих нанимать напрямую.
[:image:]
На стройке только мальчики
Три года Циолковский и космодром строили около 8 тысяч профессионалов из 18 регионов. В этом году сюда стали съезжаться студенты технических вузов, и стала стройка всероссийской студенческой. Для воссоздания «своеобразного символа романтики ударных строек» (серьезно, так и написано на информационном стенде рядом со столовой) часть студентов заселили не в общежития (хотя они есть), а в палаточный лагерь в чистом поле. Р-романтика!
Там в одной палатке на двухъ-ярусных кроватях размещаются по 18 человек. На длиннющей бельевой веревке сушатся носки и трусы: наш ответ инновациям. Сами студенты уверяют, что они здесь в тесноте, но не в обиде. И в целом здесь веселее, чем в общагах. При этом на весь веселый лагерь всего две девушки – комендант Дина и приходящая уборщица.
– Без девочек, конечно, грустно, – признается студент из Казани Артем Кудряшов. За три года он приезжает на стройку Восточного уже в третий раз и дорос до командира отряда из 19 человек. Зарплатой, как ни странно, доволен:
– Я на заработанное на космодроме машину купил. Только давайте не будем уточнять, что это ВАЗ 2004 года выпуска.
[:wsame:]
Торопиться надо
Сам космодром раскинулся на площади в тысячу квадратных километров. От центрального въезда до стартового комплекса ехать еще
4 км. На первый взгляд кажется, что все уже готово к первому пуску «Союза», намеченному на 25 декабря: главные объекты – стартовый механизм, обслуживающая башня весом несколько тонн и размером с 17-этажный дом, всевозможные ангары – построены.
– Был приказ ускориться, – призналась сотрудница Роскосмоса, силами которого возводятся самые технически сложные объекты. – В результате у нас рабочие изобрели уникальную технологию: как собрать обслуживающую башню не за 14 месяцев, положенных по нормам, а за 6.
Ноу-хау в том, чтобы лестничные пролеты, из которых состоит обслуживающая башня, сначала собрали на земле, а потом прикрепили друг к другу. Прежде это делали уже на самой башне.
[:image:]
– Раньше отставали со стройкой на месяц, а теперь на столько же опережаем, – хвастаются в Роскосмосе. Ну, как говорится, дай бог. А то ведь иногда случаются непредвиденные накладки. К примеру, стартовое сооружение проектировали конструкторы, которые не пре-
дусмотрели, что под ним должен проходить кабель. Потом пришлось срочно все переделывать. И таких косяков, увы, много: проектируют одни, строят другие, принимают третьи.
Или построил Спецстрой вокзал, который тут называют «стеклянным» за отделку, чтобы возить прямо до старта рабочих и технику. Но заказчик Роскосмос работу не принимает – возить-то пока некого, а если вокзал принять, его придется содержать и отапливать, что невыгодно. И хотя две эти крупнейшие организации делают в общем-то одно дело и обе являются государственными, денежки у них – врозь.
Шлак отбила – обед получила
Самое сердце космодрома – стартовый комплекс. Работать там допускают самых опытных, но для меня сделали исключение. Вместе со сварщиком пятого разряда Владимиром Рябковым я отбивала шлак от сварки защитной пластины рельса, по которому поедет ракета к своему пуску. Владимир предлагал попробовать себя еще и в сварке, но я отказалась – случись что не так, Рогозин спросит по полной программе.
[:wsame:]
Работы у меня приняли и в награду накормили стандартным обедом, положенным рабочим, – дали поджарку из субпродуктов. Кормят тут вообще-то вкусно – котлетами, курицей, рыбой, гуляшом, макаронами и пр.
Прямо напротив столовой – бесплатная баня. Заведует ею 27-летняя кастелянша Надя Александрова, которая на этой «стройке века» не только помогла стране, но и своему женскому счастью.
– Да и как тут не устроить свою жизнь, если у нее такой доступ к телу был, – смеются работники той же бани.
Выходит Надежда замуж за одного из самых перспективных рабочих – дизелиста Виктора Слепова, который трудится в отделе главного механика космодрома. Со свадьбой, которая, будем надеяться, станет единственным браком на космодроме, молодые тоже должны уложиться до 25 декабря. Такие у всех тут сроки.