Что творится на космодроме Восточный за полгода до открытия

Sobesednik.ru побывал на месте строительстве космодрома Восточный, успевшего прославиться многочисленными скандалами

Фото:

Sobesednik.ru побывал на месте строительстве космодрома Восточный, успевшего прославиться многочисленными скандалами.

Новый российский космодром – Восточный, – до завершения строительства которого осталось меньше полугода, успел прославиться, к сожалению, пока лишь скандалами. Невыплат зарплат тут, по словам строителей, на миллионы, а хищений, утверждает следствие, – на миллиарды. Корреспондент Sobesednik.ru увидела «стройку века» своими глазами.

Зарплаты маленькие от... неграмотности

Дорога дальняя через всю страну началась для нас с московского военного аэродрома Чкаловский. Я лечу в самолете вместе с главой Спецстроя Александром Волосовым и внушительной делегацией его замов и помощников. Именно Спецстрой пока отвечает головой за стройку Восточного, поэтому высокое начальство инспектирует космодром чуть ли не каждый месяц и живет прямо на стройке, бывает, по две недели. Своего аэропорта у Восточного пока нет, поэтому после 7,5 часов полета мы приземляемся примерно в 300 км от Благовещенска, на самой границе с Китаем. Оттуда еще 30 км до строящегося города, который, когда сдадут, назовут Циолковский. Жить там будут космонавты, их семьи и рабочие космодрома. Город возводится в чистом поле с нуля. 12 из 40 жилых домов должны успеть построить до конца года. Правда, хвастать пока особенно нечем – монолитные работы полностью закончены только в двух домах, на стадии завершения еще три. Жилой можно считать только одну квартиру в 64 квадратных метра, которую и показывают в качестве образца. Внутри ничего особенного: ремонт, удобства, два балкона с видом на лес – больше тут смотреть некуда. Можно, конечно, любоваться звездным небом. Но космонавтов этим не удивишь.

– Нас на стройку Циолковского согнали по разнарядке, – рассказал 21-летний студент-москвич Иван Рудой. – Мы учимся в МАИ на инженеров космических аппаратов. Надеялись, что в качестве летней практики сможем сконструировать 3D-модель ракеты, а нас отправили сюда копать песок и убирать строймусор. Не так я себе космос представлял.

[:wsame:]

Студентам на стройке скучно. Развлечений никаких, не считая «Зарниц», капустников и внезапных ревизий Рогозина.

– Зарплату обещали большую, но устно, а она оказалась в 1,5 раза меньше, но письменно, – замечает Рудой. – Денег пока не видели, дадут в конце августа, по результатам 2-месячной вахты. Посмотрим, сколько выйдет. Если мало, уволимся – все равно, что скажут в вузе.

О таких вещах говорят многие: мол, обещали 100 тысяч в месяц, а дадут не то 25, не то 17. В Спецстрое разницу объяснили так: народ по доверчивости подписывает контракты не глядя. И заверили, что 17 тысяч – это минимум, а со всеми надбавками и бонусами доходит и до 45. Задержки же связали с тем, что Спецстрой – это генподрядчик стройки, а конкретно работы ведут минимум 50 субподрядчиков, каждый из которых сам заключает договоры с поставщиками на материалы, оборудование и так далее. В этой пирамиде уже более

3 тысяч организаций. И за выплаты рабочим каждая организация отвечает самостоятельно – поди проконтролируй их все.

Говорят, правда, когда Рогозин в очередной раз надавал по каске за задержки зарплат, Спецстрой стал больше рабочих нанимать напрямую.

[:image:]

На стройке только мальчики

Три года Циолковский и космодром строили около 8 тысяч профессионалов из 18 регионов. В этом году сюда стали съезжаться студенты технических вузов, и стала стройка всероссийской студенческой. Для воссоздания «своеобразного символа романтики ударных строек» (серьезно, так и написано на информационном стенде рядом со столовой) часть студентов заселили не в общежития (хотя они есть), а в палаточный лагерь в чистом поле. Р-романтика!

Там в одной палатке на двухъ-ярусных кроватях размещаются по 18 человек. На длиннющей бельевой веревке сушатся носки и трусы: наш ответ инновациям. Сами студенты уверяют, что они здесь в тесноте, но не в обиде. И в целом здесь веселее, чем в общагах. При этом на весь веселый лагерь всего две девушки – комендант Дина и приходящая уборщица.

– Без девочек, конечно, грустно, – признается студент из Казани Артем Кудряшов. За три года он приезжает на стройку Восточного уже в третий раз и дорос до командира отряда из 19 человек. Зарплатой, как ни странно, доволен:

– Я на заработанное на космодроме машину купил. Только давайте не будем уточнять, что это ВАЗ 2004 года выпуска.

[:wsame:]

Торопиться надо

Сам космодром раскинулся на площади в тысячу квадратных километров. От центрального въезда до стартового комплекса ехать еще

4 км. На первый взгляд кажется, что все уже готово к первому пуску «Союза», намеченному на 25 декабря: главные объекты – стартовый механизм, обслуживающая башня весом несколько тонн и размером с 17-этажный дом, всевозможные ангары – построены.

– Был приказ ускориться, – призналась сотрудница Роскосмоса, силами которого возводятся самые технически сложные объекты. – В результате у нас рабочие изобрели уникальную технологию: как собрать обслуживающую башню не за 14 месяцев, положенных по нормам, а за 6.

Ноу-хау в том, чтобы лестничные пролеты, из которых состоит обслуживающая башня, сначала собрали на земле, а потом прикрепили друг к другу. Прежде это делали уже на самой башне.

[:image:]

– Раньше отставали со стройкой на месяц, а теперь на столько же опережаем, – хвастаются в Роскосмосе. Ну, как говорится, дай бог. А то ведь иногда случаются непредвиденные накладки. К примеру, стартовое сооружение проектировали конструкторы, которые не пре-

дусмотрели, что под ним должен проходить кабель. Потом пришлось срочно все переделывать. И таких косяков, увы, много: проектируют одни, строят другие, принимают третьи.

Или построил Спецстрой вокзал, который тут называют «стеклянным» за отделку, чтобы возить прямо до старта рабочих и технику. Но заказчик Роскосмос работу не принимает – возить-то пока некого, а если вокзал принять, его придется содержать и отапливать, что невыгодно. И хотя две эти крупнейшие организации делают в общем-то одно дело и обе являются государственными, денежки у них – врозь.

Шлак отбила – обед получила

Самое сердце космодрома – стартовый комплекс. Работать там допускают самых опытных, но для меня сделали исключение. Вместе со сварщиком пятого разряда Владимиром Рябковым я отбивала шлак от сварки защитной пластины рельса, по которому поедет ракета к своему пуску. Владимир предлагал попробовать себя еще и в сварке, но я отказалась – случись что не так, Рогозин спросит по полной программе.

[:wsame:]

Работы у меня приняли и в награду накормили стандартным обедом, положенным рабочим, – дали поджарку из субпродуктов. Кормят тут вообще-то вкусно – котлетами, курицей, рыбой, гуляшом, макаронами и пр.

Прямо напротив столовой – бесплатная баня. Заведует ею 27-летняя кастелянша Надя Александрова, которая на этой «стройке века» не только помогла стране, но и своему женскому счастью.

– Да и как тут не устроить свою жизнь, если у нее такой доступ к телу был, – смеются работники той же бани.

Выходит Надежда замуж за одного из самых перспективных рабочих – дизелиста Виктора Слепова, который трудится в отделе главного механика космодрома. Со свадьбой, которая, будем надеяться, станет единственным браком на космодроме, молодые тоже должны уложиться до 25 декабря. Такие у всех тут сроки.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика