Свои ворота в космос. Как достраивают космодром "Восточный"

Корреспондент Sobesednik.ru побывал — и даже поработал — на стройке космодрома «Восточный», которая завершится в декабре

Фото: Стартовый механизм для запуска ракеты // Елена Мильчановска / Sobesednik.ru

Корреспондент Sobesednik.ru побывал и даже поработал на стройке космодрома «Восточный», которая завершится в декабре.

Попасть журналисту на главный космодром страны так же сложно, как летчику — отобраться в отряд космонавтов, а уж в чем либо поучаствовать на «стройке века» — из разряда выхода в открытый космос. Но корреспондентам Sobesednik.ru покоряются любые вершины: мне не просто разрешили посещение самой закрытой стройки страны, но взяли туда на военном самолете авиалиний министерства обороны, в составе особой делегации во главе с самим генеральным директором «Спецстроя», который последние две недели круглосуточно находится на «Восточном», следя за ходом работ.

Как рассказали мне в «Спецстрое», силами которого ведутся основные работы, желающих подзаработать на «Восточном» — множество, так как зарплаты тут заметно выше, чем в среднем по Амурской области, но заключают тут контракт только с теми, кто выдержит много разных проверок, ведь этот проект — не просто будущие независимые от дружбы с Казахстаном врата России в космос, но и имидж страны. И хотя, как я заметила, никто над душой у работяг не стоит и никто каждые пять минут качество работы не проверяет, сами строители прониклись каким-то особенным духом: здесь мало разговаривают, еще меньше бегают на перерывы, и даже знаменитая баня, соединяющая сердца, о которой уже писал Sobesednik.ru, пустует, несмотря на то, что время ее посещения ничем не ограничено — хоть весь день парься.

[:wsame:]

— Раньше стройка по некоторым точкам отставала почти на месяц, и нам самим это очень не нравилось, мы всеми силами хотели выйти в график — в итоге нам это удалось, и сейчас работы везде идут в срок, а кое-где — даже с опережением на месяц, — объяснил мне один из маляров во время минутной остановки и тут же побежал докрашивать один из самых важных объектов обратно.

[:image:]

Я поймала его у внушающей трепет металлической конструкции в 50 метров — башни для обслуживания ракеты непосредственно перед стартом. Только представьте: башню эту весом в несколько тонн установили на специальных рельсах, чтобы лишний раз не «дергать» ракету. Именно гигантская тяжеленная обслуживающая башня будет наезжать на ракету, которая к моменту пуска в космос будет установлена на гораздо более технически сложной башенке поменьше. Хотя обслуживающая башня — пожалуй, самая опасная здесь для человека конструкция, мне разрешили подняться на самый верх, на высоту 17-этажного дома. Подъем, хоть и очень страшный, так как абсолютно все лестницы открытые, оказался полностью безопасным: зацепиться, оступиться и упасть отсюда просто невозможно, даже если бежать, а не идти. А какой шикарный отсюда открывается вид на сам пусковой механизм, который окрашен в сине-желтый цвет (но не в честь флага Украины, а потому что такая расцветка принята в космической отрасли для пусковых механизмов)!

— Вот в том лесу за запуском ракеты будет наблюдать Путин, если приедет к нам на космодром 25 декабря, — показывает мне сотрудница «Роскосмоса», который возводит наиболее сложные конструкции (в то время как «Спецстрой»— все остальные объекты, которых тут большинство). — На сам «Восточный» его во время запуска пустить не должны — опасно. Он будет наблюдать за полетом или в лесу на удалении 1,5 км, или, если ему очень захочется на сам космодром, — на пункте командования в бронированном бункере без окон.

В лесу, конечно же, лучше. Из бункера запуск разве что на экране увидишь. Перед тем, как сюда приедет президент, мне хотелось еще больше ускорить строительство и что-то сделать на обслуживающей башне. Но сотрудники «Роскосмоса» разводят руками: все тут уже сделано, остался лишь косметический ремонт — покрасить железяки в эстетический белый цвет, чем сейчас занимался мой маляр внизу, да убрать кое-какой строительный мусор.

[:image:]

— Нам дали приказ сверху ускорить строительство, — рассказала мне сотрудница «Роскосмоса» по секрету. — В результате отдельные пролеты башни собрали за 6 месяцев, а не за 14, как планировали изначально. Помогла уникальная технология, которую придумали наши рабочие прямо тут: лестничные пролеты сначала собирали на земле, а потом поднимали и крепили друг на друга, а не наоборот. И вот построили все более чем в 2 раза быстрее!

— Здорово! — удивляюсь я, заодно помогая маляру найти нужный бочонок с краской. — Но я про это писать не буду. А то американцы узнают и тоже так делать все быстренько будут.

— Что вы, пишите! — удивились и в «Роскосмосе». — Пусть знают, пусть учатся у нас. Мы свою технологию даже запатентовали.

[:wsame:]

Удивительно, что мы теперь ни от кого не прячем свои космические технологии. Зато к непосредственно самой стройке никого и близко не подпускают, и корреспондент Sobesednik.ru стала единственной, кому сначала доверили помочь заделать стену-перегородку на строящемся в 30–40 километрах от космодрома городе, для космонавтов, который, когда достроят, назовут Циолковский, а потом пустили в святая святых — на строительство непосредственно космодрома.

[:wsame:]

Вместе со сварщиком пятого разряда, опытным Владимиром Рябковым я отбивала шлак от сварки защитной пластины рейса, по которому поедет ракета к своему пуску. Работать пришлось на 30-градусной жаре, но я справилась — шлак отбила. Работы у меня официально в «Спецстрое» приняли и даже накормили стандартным обедом, положенным рабочим. Теперь только наше издание имеет право сказать, что и мы внесли свой вклад в стройку века. А после в благодарность за труд мне разрешили спуститься в самое чрево пускового механизма и постоять на последней точке соприкосновения ракеты с землей перед отправкой в космос. Это просто невероятные, космические ощущения, особенно когда смотришь оттуда вверх. Я сразу же загадала желание — такое патриотическое желание я не загадывала еще никогда в жизни. Посмотрим, сбудется ли оно 25 декабря этого года.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика