Бизнесмен-инвалид из Воронежа открывает мир для колясочников

Жизнеутверждающая история о колясочнике из Воронежа, который добился достойной жизни для себя и других инвалидов города.

Фото: Александр даже в коляске добился многого // Кристина Бражникова

Жизнеутверждающая история о колясочнике из Воронежа, который добился достойной жизни для себя и других инвалидов города.

За те 4 года, которые Александр Попов передвигается только в инвалидной коляске, он помог себе и научился помогать другим. 35-летний предприниматель из Воронежа консультирует строителей, как приспособить помещения для людей с ограниченными возможностями. А самим инвалидам ищет работу.

«Я на биофак поступил, чтобы найти выход»

В 16 лет у Александра Попова начали атрофироваться мышцы. Врачи поставили диагноз миопатия. Это означало, что вылечить его нельзя. Неожиданностью для семьи Поповых это не стало: миопатией страдал отец Саши, который трагически погиб, когда мальчику было 4 года.

– Я и на биофак поступил, чтобы найти выход из моего положения, – рассказывает Александр. – Не получилось.

[:wsame:]

Диплом биолога Александр так и не получил, на третьем курсе ему стало хуже, и парень решил: продолжать учебу не имеет смысла. К тому же надо было кормить себя и маму. Попов устроился на первое подвернувшееся место – приемщиком в сервисный центр по ремонту оборудования. Наладил работу одного пункта, потом другого и понял: он вполне может работать на себя.

– Я уволился. Занял тысячу долларов, открыл на них свой центр, а через месяц эту тысячу вернул, – вспоминает Попов.

Скоро у Александра было 30 подчиненных, бизнес пошел в гору. Но и болезнь прогрессировала. Когда у Попова совсем отказали ноги, он пробовал нанимать директоров, но выручка падала. В 2009 году Александр закрыл дело и перестал выходить из своей трехкомнатной квартиры.

Борьба за пандус

Самым сложным, по словам Попова, было принять тот факт, что он не может больше ходить. Его мучил стыд за свою немощь. На первых порах мама предлагала: мол, давай купим коляску. Но он категорически запретил ей произносить это слово.

Однако сам понимал: без инвалидного кресла не обойтись. И начал к нему готовиться. В обычных, неприспособленных помещениях передвигаться на коляске без посторонней помощи трудно, поэтому Попов переделал квартиру. Для этого нанял бригаду рабочих.

– Я убрал пороги, совместил ванную и санузел, сделал удобный въезд на балкон, – рассказывает он.

[:image:]

Второе, что предпринял Алек­сандр – это добился от управляющей компании, чтобы в его подъезде сделали пандус. Эпистолярный роман с коммунальщиками длился три года, пока Попов не составил исковое заявление и не показал его юристам управляющей компании. Там наконец сдались.

Когда пандус появился, выяснилось, что внутри подъезда передвигаться неудобно из-за высокого угла наклона. Тогда Александр снова нанял строителей, и те переоборудовали пустующую электрощитовую с выходом на другую сторону дома в подъемник, которым мужчина теперь регулярно пользуется. А пандусу радуются мамы с колясками.

[:wsame:]

Склад в квартире

Когда вопрос с подъемником был решен, Александр вырвался в мир. Он стал путешествовать. Как правило, с сопровождающими. За границей он увидел другую жизнь.

– Если у нас инвалид один не может выйти из дома, то там, особенно в Германии, всё для людей, – он волнуется и повышает голос. – Можно везде проехать на коляске и сесть в абсолютно любой транспорт. В России таксист, увидев клиента-инвалида, запросто может развернуться и уехать.

После поездок у Попова сформировалась уверенность: он не сложит руки. Александр открыл фирму и занялся поставками оборудования для помещений, которые переделываются под инвалидов. Офис организовал прямо в своей квартире, переговоры вел по телефону и скайпу, а помощников нашел среди инвалидов.

– Это была не квартира, а склад, – вспоминает мама Александра Елена Андреевна. – Кругом коробки, в дверь постоянно звонят, заходят чужие люди.

[:wsame:]

Когда Александр заработал на поставках, он сделал следующий шаг. Задумал открыть центр, в котором будет давать консультации по обустройству зданий и объектов под людей с ограниченными возможностями. К этому времени у него уже были единомышленники: Любовь Устенко (она выполняла административную работу) и Евгений Ляусов (он делал инженерные проекты). Оба, как и Александр, инвалиды-колясочники. По областной программе на создание мест для людей с ограниченными возможностями Попов получил за себя и коллег 1,5 миллиона рублей и добавил к ним свои деньги. Районное отделение Всероссийского общества инвалидов предложило Попову использовать свой офис, в котором он сделал капитальный ремонт.

[:image:]

Идеальный дом

В центре Попова «Доступная среда» все продумано до мелочей. На двери – табличка, на которой, кроме обычной надписи, шрифт Брайля. У стойки администратора – оранжевый диван, чтобы слабовидящие могли сориентироваться. Идеальный доступный дом.

Заказчиков много. Во-пер­вых, областной бюджет выделяет по программе «Доступная среда» деньги на реконструкцию помещений. Во-вторых, многие строительные фирмы изначально возводят дома так, чтобы инвалидам было комфортно в них жить. Александр и его помощники консультируют, помогают в разработке проекта, а также закупке материалов и оборудования.

Хотя центр Попова открылся всего три месяца назад, уже есть результаты. В промышленно-экономическом колледже, концертном зале и областном художественном музее появились нормальные подъемники, пандусы, поручни, тактильные таблички. В плане доступности Воронежу до Дюссельдорфа, конечно, далеко, но начало положено.

[:wsame:]

Кроме консультирования строительных организаций, центр Попова ищет инвалидам работу. По словам Александра, многие предпочитают жить на одно пособие. Одни из-за лени, другие из-за стереотипа, что «если инвалид, значит, никому не нужен».

– Кого-то устроить на работу легко и быстро, а кому-то нужно серьезно помогать. Например, слабовидящим первое время нужно сопровождение, – говорит Попов.

Александр и эту задачу решил: привлек студентов-волонтеров. Он сам теперь тоже редко бывает один. Не потому, что не справляется. Рядом люди, с которыми он делает общее дело.

– Меня интересует не бизнес и не деньги, – признается он. – Я хочу дать инвалидам свободу передвижения, оставить хоть что-то после себя.

Опыт Попова показывает, что главные барьеры – в головах. И мир вполне может стать доступным, если человек по-настоящему хочет двигаться вперед.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика