20.07.2015

Вася Обломов: Дебил, невежда и неуч – герои нашего времени

Музыкант Вася Обломов о юбилее песни «Еду в Магадан», разочаровании в митингах и участии в шоу «Господин хороший»

Фото: Вася Обломов // Александр Алешкин / «Собеседник»

Музыкант Вася Обломов о юбилее песни «Еду в Магадан», разочаровании в митингах и участии в шоу «Господин хороший».

Вася Обломов – один из немногих представителей певческого цеха, чьи тексты звучат на злобу дня. За острое словцо кто-то называет его общественным деятелем и даже оппозиционером. Поэт и музыкант Василий Обломов (Гончаров) пять лет назад просто выложил песню в интернет. Сегодня сотни тысяч людей знают и любят Васю Обломова за то, что он так точно описывает время и, по сути, беспрерывно пишет портрет эпохи.

Если бы у Толстого был интернет

– В этом году песне «Еду в Магадан» исполнилось пять лет. Вы как-то говорили, что в своих текстах описываете время. Как за эти пять лет изменились российская действительность и герои ваших песен?

– Вот у меня четыре альбома получилось, такой альманах русской жизни. Песня «Еду в Магадан» ни капли не потеряла своей актуальности. Да и многие песни, к сожалению. А герои как были дебилами, так ими и остались. То есть, грубо говоря, в начале века у них были перо и чернила, а сегодня – айфон в руках. Но ментально герой остался кретином.

– А тогда, пять лет назад, когда вы выкладывали «Магадан» в интернет, вы чувствовали, что попадете в ауди­торию?

– Мы просто это сделали, и всё. Не было никакой задачи создавать музыкальный проект или покорять сердца миллионов и продавать билеты на концерты. Выложили песню, и по большому счету все происходило само собой.

– Но почему люди стали слушать вас?

– Значит, была такая потребность. Тут же никто нового в этом смысле ничего не придумал. Что в интернете, что на радио – нравится всегда что-то непредсказуемое. Прыгающий кореец (Рsy. – Авт.) взял и понравился всему миру. Интернет просто большая площадка для того, чтобы донести информацию до большого количества людей. В какой-то момент мои песни пришлись ко двору. Мы, честно говоря, удивились этому. С песней «Еду в Магадан» это было особенно удивительно. Песня рассказывает о том, в каком «культурном» обществе мы живем. И внезапно воспринимается этим обществом на ура. Получили даже приз «Песня года». Аттракцион такой, который, кстати, до сих пор продолжается.

[:wsame:]

– Сейчас многие говорят об агрессии и ненависти, которые захлестнули интернет. Вы замечали это? Как интернет изменился за эти пять лет?

– Но дело же не в интернете. Интернет просто дал возможность всем высказаться. Всем подряд. И всем подряд оказалось чрезвычайно важно донести свою личную точку зрения. В интернете же никто не созерцает, все комментируют. По любому поводу, разбираешься ты в вопросе или нет, свои пять копеек ты должен вставить. Ну и обязательно поспорить с кем-нибудь, устроить срач. Так было и пять лет назад, так есть и сейчас. Раньше наши люди на стенах подъездов рисовали пошлые картинки и писали: «Иван лох, а Галя проститутка», а сейчас пишут это в интернете. Значит, люди такие. Это ментальное состояние общества. Я думаю, Лев Толстой, возможно, пересмотрел бы свои взгляды на человечество, если б в его время был интернет. Публикуя очередную статью или книгу, он получал бы тот самый срач в комментариях. Интернет – это зеркало. Не нужно снимать телепередачи, рассказывая о том, какие у нас духовные, стремящиеся к добру люди. Достаточно зайти в интернет, посмотреть, что людям нравится, о чем они пишут, что их волнует. Я не говорю, что все такие, но просто кретинов чаще всего виднее.

Когда выложили в сеть первую песню «Еду в Магадан», тогда уже люди ругались в комментариях. Я помню, как мы со Шнуром записали песню и выложили ее. Потом он мне позвонил и сказал: «Ну что, там в комментах люди срутся, значит, всё нормально».

[:image:]

В нашей стране возможно всё самое глупое

– Ваши песни можно назвать социальным высказыванием. Нет ли страха, что в нынешних российских условиях в ваших песнях найдут оскорбление чувств верующих или разжигание чего-нибудь?

– Я не оглядываюсь никогда ни на что. Для того чтобы меня запретить, меня нужно сначала разрешить. По большому счету широких ротаций на радио и на телевидении на центральных каналах мы никогда не имели. Я иногда появляюсь в каких-то передачах или эфирах. Но нельзя сказать, что это массовая история. Грубо говоря, если меня удалят из эфиров, я не исчезну. Есть интернет, благодаря которому мои песни можно легко послушать. В этом смысле мы весьма независимы. И ни одну песню не носили к программным директорам с просьбой поставить в эфир. Всё происходит само собой. Последний раз случайно узнал, что песню «Человек хороший» поставили на «Радио Шансон» и там успешно крутили. Не знаю, кто это сделал, но, пользуясь случаем, передаю привет и говорю спасибо.

– Есть ли вероятность того, что вмешательство государства может достигнуть своего абсурда?

– Оно уже достигло абсурда. Очень давно это случилось. Все законы за последние лет пять никакого отношения к нормальной жизни не имеют. Почитайте новости. Это же сумасшедший дом какой-то. И в интернете сейчас сидят ручные дебилы и за зарплату славят власть по любому поводу. Создают общественное мнение, так сказать. Даже в комментариях к песне «Еду в Магадан» началась ругань про Украину. Песня конечно же к событиям на Украине никакого отношения не имеет. Но это показатель. В нашей стране возможно всё. Всё самое глупое, что можно представить, может совершенно спокойно случиться в нашей стране, и ни для кого это не станет неожиданностью.

[:wsame:]

– А если совсем выход в интернет перекроют, что тогда?

– Я не знаю. Будем смотреть по ситуации. У нас даже внешняя политика устроена так, что планов никаких нет. Все действуют по ситуации. Я думаю, мы в том числе.

– На многих ресурсах в биографической справке вас называют общественным деятелем, кто-то даже оппозиционером. Насколько знаю, сами вы себя таковым не считаете.

– Ну я же не сижу в каких-то общественных организациях.

– И никогда не хотелось стать общественным деятелем? Есть же спортсмены, которые становятся депутатами.

– Мне кажется, все должны заниматься своим делом. Я всегда про спортсменов-депутатов думал: интересно, как же они законы пишут?

– А почему так происходит: если человек пишет социально направленные песни, высказывает свое мнение, на него вешают ярлык оппозици­онера?

– На мой взгляд, это довольно странно. В том смысле, что иметь собственное мнение по тем или иным вопросам – это как раз нормально. А получается, что норма является уже чем-то вопиющим. И нормой теперь являются общая пассивность и безразличие ко всему происходящему. К тому, что происходит с тобой, со страной, ко всему. Наверное, поэтому всех, кто сказал что-то, что расходится с пропагандируемой точкой зрения, относят к категории оппозиционеров. На мой взгляд, все эти митинги за гражданские права являются как раз нормальным явлением. Людей обманули на выборах, они вышли и сказали, что это нехорошо. Мне кажется, что люди, живущие в своей собственной стране, должны поступать именно так. Вы же хозяева страны, а не рабы. Точно так же с походом на выборы. Если ты не ходишь на выборы, зачем потом жалуешься на жизнь? Если ты даже не пытаешься влиять на ситуацию в стране доступными тебе способами.

[:wsame:]

Зачем ходить на митинги?

– Кстати, вы же выступали на митинге «За честные выборы» и на концерте в поддержку Алексея Навального. А потом как-то сказали, что разочаровались, что все эти митинги бесполезны.

Я разочаровался во всей этой митинговой истории после выборов президента. Концерт в поддержку Навального был еще позже, в сентябре 2013-го. Логика очень простая. Если человек хочет работать на государственной должности и приносить пользу, нужно дать ему шанс. Я подумал: почему бы и нет. Что касается разочарования во всех этих мирных акциях. Во-первых, история нашей страны не знает ни одного прецедента, когда власть шла навстречу мирным протестующим интеллигентным людям. Во-вторых, на мой взгляд, выборы состоялись. И после этого стало непонятно, зачем ходить на митинги. Это же не Путин с друзьями бегал по избирательным участкам с пачкой бюллетеней и вбрасывал их за себя. Это были наши сограждане, чьи-то мамы и папы. Кто-то делал это от чистого сердца, кто-то – насмотревшись новостей, кто-то – потому что ему заплатили бюджетных денег. Кто-то вообще не пошел на выборы. А кто-то отчаянно сражался со всеми этими вбросами и проиграл. Учитывая то, что на следующий день страна не встала на дыбы, узнав результаты, значит, президента выбрали, значит, все согласны с таким положением дел. Ну хорошо, живите тогда. Важно, чтобы потом, когда у них будут нищенские зарплата и пенсия, они понимали, что породили это своими же руками. Как с этими идиотскими запретами на продукты. Я сомневаюсь, что наши чиновники вместе со всем народом, находясь в патриотическом угаре, переживают из-за цен в магазинах, покупают отечественный пармезан, крымское вино и хоть в чем-то себя ограничивают. Нет же. У них в этом смысле ничего не изменилось.

[:image:]

– А почему люди сейчас этого не понимают?

– На мой взгляд, уровень политической и экономической образованности очень невысок. И пользуясь различными СМИ, государство всячески обманывает и стремится поддерживать ее на том уровне, на котором она есть. Таким образом, когда люди ничего не понимают, они от тебя ничего и не требуют, а значит, становится легче управлять страной. А когда люди предъявляют претензии к власти, с этим обществом приходится считаться и управлять страной становится сложней. Поэтому имеем то, что имеем. И в конце концов, у нас очень печальная история XX века с коммунистами, которые решили тогда, что знают, как нужно всем жить. И последствия этого дерьма мы наблюдаем до сих пор. Тогда государство решило, что главный – человек рабочий. Оно говорило ему: «Ты – ценность, всё должно подчиняться только тебе. А вся эта шваль, вся интеллигенция… Мы сейчас одних вышлем, других расстреляем». Ему не объяснили, почему надо становиться лучше и умнее, он уже самый главный. Эмиграции, война, политические заключенные – всё это такая селекция. Часть общества срезали. То, что мы сейчас имеем, во многом – последствия случившейся в XX веке трагедии.

[:wsame:]

– В одной вашей песне есть такие слова: «Уходят люди, вместе с ними уходит эпоха». Эпоха чего или кого у нас с­ейчас?

– Я думаю, что герой нашего времени – дебил, невежда и неуч. Поскорее бы он выучился и поумнел. Думаю, всё, что мы имеем, мы имеем благодаря этим людям. Хамство, глупость и безответственность. Если мы изживем эти черты, то и дороги будут другими, и вообще страна заживет другой жизнью.

– А могли бы вы пойти на сделку с властью ради доброго дела, если б знали, что это спасет кого-то? Могли бы пожертвовать репутацией?

– Представляете, в каком обществе мы живем: чтобы кому-то помочь, мы должны жертвовать репутацией. Помогать детям, малоимущим и остальным – это задача государства. Я не могу с ходу придумать пример того, что может произойти в моем случае. Думаю, делать то, с чем я внутренне не согласен и противником чего являюсь, я не буду.

Нельзя смеяться над тем, кто хочет быть опасным

– А если бы наша сегодняшняя российская действительность была другой, без коррупции и бездарного правительства, с хорошими дорогами, то был бы в этой действительности Вася Обломов? И каким бы он был?

– Каких-то политических песен в репертуаре, наверное, не было бы. Были бы другие, не менее смешные. Трудно представить другую действительность. Я думаю, дураков хватало бы. Всё то, о чем писал Салтыков-Щедрин, цветет и пахнет. И глупо думать, что Путин нас всех спасает. И точно так же глупо думать, что придет Антипутин, который тоже нас всех спасет. Мне кажется, всё сложней и глобальней. И вообще, странно, что в XXI веке все мы должны озираться на то, что взбредет в голову одному стареющему человеку. То есть миллионы людей разного возраста, уровня образованности, достатка зависят от того, что придет в голову президенту. Он проснется и скажет: «Завтра война». И война начнется. Потом проснется и скажет: «Мир». И мир наступит.

[:wsame:]

– А если не забегать совсем в нереальные дали, еще через пять лет какими станут ваши песни и герои?

– Дело в том, что, когда появилась первая песня, я не думал, что будет 4 альбома. Я думал, что не будет даже одного альбома. Поэтому предугадать, что будет через пять лет, я не могу. Возможно, не будет вообще альбомов или будет какое-то их количество. Есть какие-то краткосрочные творческие планы. А что дальше, не знаю.

– А если бы вам сейчас предложили поучаствовать в проекте, аналогичном «Господину хорошему», согласились бы?

– Если Васильев (Андрей Васильев – продюсер проекта. – Авт.) что-то придумает, найдет опять денег, позовет, конечно, пойду. Это прекрасная затея. Мы очень редко собираемся и играем какие-то концерты, спектакли «Господин хороший». Но иногда это происходит. Вообще проект закрылся, потому что не смог существовать в современных реалиях российского телевидения. Идеологически. Думаю, что, если бы хотя бы один из центральных каналов показывал раз в неделю такую передачу, не было бы никаких вопросов о свободе слова. Но такие проекты сейчас никому не нужны. Нельзя смеяться над тем, кто хочет казаться опасным и властным. Он же начнет выглядеть смешным, а когда он смешной, он не страшный. Да и про власть сейчас принято говорить, как про мертвеца: либо хорошо, либо никак.

Ольга Аверкиева

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика