"Путин был ненастоящий". Изнанка фестиваля "Книги России"

На фестивале «Книги России» «прижали» маленькие издательства, а зрители спешили встретиться с Дарьей Донцовой

Фото: Владимир Путин на фестивале «Книги России» // Андрей Струнин / «Собеседник»

На фестивале «Книги России» «прижали» маленькие издательства, а зрители спешили встретиться с Дарьей Донцовой.

В рамках Года литературы фестиваль «Книги России» прошел в самом центре Москвы. Порядка ста тысяч книг со всей страны, концерты, встречи с писателями... Даже сам Путин не прошел мимо. Не говоря о «Собеседнике».

Красная площадь литературы

Первое, что бросалось в глаза – пустота. Павильоны расставлены на большом расстоянии, никакой толкучки. Даже слишком просторно – создается ощущение, что людей подозрительно мало. Говорят, в первый день пришли 30 тысяч человек. Это очень мало, если учесть, что организаторы рассчитывали на 300–400 тысяч за 4 дня.

Много зрителей было на показе фильма «Маяковский – навсегда», довольно большую аудиторию, как всегда, собрал Михаил Веллер. Правда, на Татьяну Устинову пришло еще больше. Но самая большая толпа в этот день, увы, собралась на встречу с Дарьей Донцовой. Кажется, упоминать этого автора в качестве иллюстрации падения вкуса – само по себе безвкусица, но, как выяснилось, пипл все еще хавает – люди заглядывали через головы, снимали на телефоны... Правда, на следующий день столько же и даже больше народу пришли посмотреть на Анатолия Вассермана и знатока из «Что? Где? Когда?» Нурали Латыпова. Они проводили викторину с призами-книгами.

Но главное-то на фестивале не звезды, а книги. И вот тут сюрприз: как ни уверяли нас устроители, что одна из основных целей выставки – познакомить читателя с огромным объемом российской литературы, на деле выходит, что лучшие места все равно достаются тем, кто и так хорошо известен: один павильон художественной литературы почти полностью занимает «Эксмо», другой – АСТ. Прекрасные издательства, спору нет, именно эти зубры обеспечивают значительную долю нашего чтения... Но где же все остальные? А вот и они: с изнанки павильонов, с той стороны, которая смотрит не на Красную площадь, а на стену ГУМа...

[:image:]

Вот стенд «Симпозиума» – за двадцать лет они подарили нам столько отличных книг: Питер Хёг, Ромен Гари, Умберто Эко, Раймон Кено, Алессандро Баррико... Здесь им достались крошечный столик и один стеллаж.

– Устроить такую тесноту на Красной площади – это я не знаю, как надо постараться, – говорит Александр Кононов, директор «Симпозиума». – Вон сколько свободного места! Но это такие бытовые претензии. Я торговал книгами на Красной площади! Выше – только на Луну.

[:wsame:]

«Будет зачистка площади»

Московскому «Тексту» (именно у них, между прочим, в 1991 году вышел первый сборник рассказов Пелевина «Синий фонарь») больше повезло с площадью, но все равно к прилавку не пробиться. А некоторые издательства делят на двоих стол и стеллаж. По сорок сантиметров на каждое! То есть больше одного не соберешься. А что делать тем, кто специализируется на книгах большого формата?

– Мы вчера получили приз за лучшее книжное оформление, – говорит Антон из издательства «Рудомино». – Наверное, людям захочется посмотреть на наши издания – и что они увидят? Плотно утрамбованные корешки? При этом посмотрите – там, дальше стоит издательство, у них три стеллажа, и все полупустые!

[:wsame:]

На соседних сорока сантиметрах теснится издательство «Фортуна Эл». Вот их знаменитая серия «Книжная коллекция» – классика с иллюстрациями знаменитых художников: «Хаджи-Мурат» Лансере, «Саломея» Бердслея, «Мертвые души» Шагала... Их тоже надо бы показывать обложками, но на таком пространстве это невозможно.

– Конечно, сама идея очень хорошая – принести культуру на Красную площадь, – говорит директор издательства Людмила Дорофеева. – Вчера на открытии был замечательный концерт Дениса Мацуева, все могли послушать бесплатно, прекрасные мероприятия, интересные встречи, театральные представления. Но организация... Я так и не поняла, кто этим занимается. Все письма присылали, подписываясь «команда». Я уже потом не выдержала, написала им: команда, а Тимур у вас есть? Прислали письмо о том, что вывозить книги на площадь можно будет с десяти вечера до семи утра. А в семь утра, я цитирую, «будет проведена зачистка площади и вы будете выдворены».

[:image:]

Да, видно, дух места никакой культурой не выгонишь.

«Путин был ненастоящий»

В первый день фестиваля, как известно, приходил Владимир Путин и рассматривал в том числе детскую литературу. Иду по следам президента. Петербургский «Детгиз» расположился с краю детского павильона – прямо напротив мавзолея. Ленин и дети. Торговля идет бойко, книги разбросаны как попало, потому что раскладывать и некогда, и незачем – все тут же снова перемешается.

[:wsame:]

– Не гнетет близость дедушки? – спрашиваю.

– Есть немного, – отвечает Виктор Лысов из «Детгиза». – Странно как-то продавать книги на кладбище. Вообще, лет двадцать пять не был так близко к Ленину.

– Кстати, о вождях – ты Путина-то видел?

– Нет! Я как раз тогда уехал ненадолго. А мой сменщик видел. Говорит, Путин был ненастоящий.

– То есть как?

– Ну так. Во-первых, слишком мало охраны было. Во-вторых, вообще не очень похож. Постоял, полистал наши книжки, а потом зашел за мавзолей и исчез. Видимо, прямо в Кремль.

– А какие книги смотрел?

– А вот эту. Мы ее никому не продаем. Зато теперь у меня есть отпечатки пальцев Путина!

Витя показывает энциклопедию «Хочу все знать, 1957–2014» – сборник лучших познавательных статей, выходивших в этот период.

«Хочу все знать» – естественное желание и для главы государства, и для сотрудника КГБ. Значит, точно настоящий.

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика