В МГУ ликвидировали имя первой женщины-героини ВОВ

Владимир Кара-Мурза рассказал, как в МГУ хотели скрыть военные подвиги студентки и героини ВОВ Лии Канторович

Фото: Лия Канторович // архив музея Лии Канторович

Владимир Кара-Мурза рассказал, как в МГУ хотели скрыть военные подвиги студентки и героини ВОВ Лии Канторович.

Вокруг подвига Лии Канторович сформировался некий «заговор молчания». На официальном уровне его не признали до сих пор. Хотя, возможно, именно Лия Канторович, а не Зоя Космодемьянская (погибшая, согласно объявленной дате, тремя месяцами позже) стала первой женщиной – героем Великой Оте­чественной войны.

На передовую Канторович вышла 1 августа 1941 года. Помогала раненым на поле боя – с 7 по 20 августа. Всего тринадцать дней. А 20 августа погибла. В официальном письме командования, направленном в ИФЛИ, о гибели Лии говорилось так: «Во время атаки Лия вышла вместе с комиссаром N-ского полка старшим политруком тов. Гурьяновым на линию огня...»

«За свою недолгую военную службу Лия вынесла с поля боя больше пятидесяти раненых, – писал в своей книге А. Галич. – А когда под Вязьмою был тяжело контужен командир роты, Лия оттащила его в медсанбат, вернулась на позицию и подняла бойцов в контратаку».

5 лет назад, прибыв на юбилей исторического факультета МГУ, Владимир Кара-Мурза с удивлением не обнаружил на новой мемориальной доске фамилии Канторович, первой жены своего отца Алексея.

– Сначала мне намекнули, что это вообще не мое дело. Как не мое? – горячится Владимир Кара-Мурза. – Потом я услышал, что «по состоянию на 1 сентября 1941 года Лия Канторович в списках студентов истфака МГУ не значится». Я говорю: «Но вы же понимаете, что она погибла за неделю до начала учебного года?!»

[:image:]

Владимир Алексеевич сам ходил в совет ветеранов, улаживал другие формальности.

– Мне повезло, что директором Музея истории МГУ стал папин товарищ, отличный человек Александр Сергеевич Орлов, спасибо ему, – благодарит Кара-Мурза. – Я предлагал и войти в долю при определении суммы затрат, и даже пригласить «моих хороших знакомых художников-шрифтовиков». Когда меня спросили, как их зовут, я невозмутимо ответил: «Илья Глазунов и Зураб Церетели». 6 мая 2015 года, в канун 70-летия Победы, вся наша семья собралась на открытие мемориальной доски в память Лии Канторович, чье имя вторично увековечено на истфаке МГУ. Теперь, надеюсь, уже навсегда.

Полную версию материала про Лию Канторович читайте скоро на сайте «Собеседник.ру» и в свежем номере газеты «Собеседник».

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика