Последний шанс ребенка-самоубийцы: как спасает горячая линия

Горячая линия психологической помощи для детей подводит пятилетние итоги своей работы и строит новые планы помочь людям

Фото: В 2014 году почти 20 тысяч детей пожаловались Фонду на жесткое обращение // Николай Гынгазов / Russian Look

Горячая линия психологической помощи для детей подводит пятилетние итоги своей работы и строит новые планы помочь людям.

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проанонсировал два социальных ролика, призывающих детей и родителей обращаться за психологической поддержкой по горячей линии 8 (800) 2000-122. Они выйдут на телеэкраны в следующем году под девизом «Нашим супергероям нужна помощь». На одном из них россияне увидят девочку-фею, которая столкнулась с проблемой во взаимоотношениях со сверстниками, а во втором — мальчика — звездного воина, который переживает развод родителей.

— Для нас важно привить культуру общения с психологами, чтобы и дети, и взрослые не боялись доверить квалифицированному психологу свои проблемы, — говорит руководитель департамента коммуникаций Фонда поддержки детей Оксана Иванникова.

[:wsame:]

По мнению психологов, ребенок звонит на телефон доверия в самый критический момент, когда больше некому рассказать о своей проблеме. Так, по статистике Фонда поддержки детей, на горячую анонимную горячую линию за 2014 год позвонило 1 137 022 детей и взрослых, из них 19,5 тысячи детей, которые рассказали психологам о жестоком обращении. Больше всего (14%) таких звонков поступило от детей Забайкальского края.

— Пик звонков ежегодно наблюдается обычно во втором квартале, то есть весной. Именно в это время на детей оказывается особое давление в школах: выставление годовых оценок, ЕГЭ и так далее. Как правило, дети звонят психологам на переменах или в тот момент, когда родителей нет дома. Согласно нашей статистике, звонков от детей, которые находятся на грани суицида, с каждым годом становится все меньше, и главную роль в этом сыграл телефон доверия, — рассказала заместитель председателя правления Фонда Елена Куприянова.

[:image:]

По наблюдениям психологов, больше всего дети страдают из-за несложившихся взаимоотношений со сверстниками, на втором месте среди причин психологического расстройства у детей стоят проблемы «отцов и детей», а на третьем — конфликты с преподавателями в школах.

Несмотря на то, что распространение психологических проблем у детей их их родителей равномерно по всей России, в разных регионах показатели тех, кто обращается на телефон доверия, сильно расходятся. Так, например, если в Сибирском, Центральном и Поволжском федеральных округах зафиксировано большое количество обращений, то в Южном и Кавказском округах за психологической помощью обращаются всего порядка 600 тысяч человек. Эксперты уверены, что в этих регионах скорее играет свою роль воспитание в семье и сохранение древних традиций, но это еще не значит, что у детей нет никаких проблем — они просто не привыкли жаловаться:

— Конечно, то, что линия абсолютно анонимная и телефоны, с которых нам звонят, не определяются, является большим плюсом: детям не так страшно рассказать о том, что они попали в трудную жизненную ситуацию. Иногда, если ребенку действительно угрожает опасность, он может добровольно сообщить свои данные, и психологи отправляют заявление в компетентные органы.

[:wsame:]

Так, например, руководитель сектора Московского городского психолого-педагогического университета «Детский телефон доверия» Ирина Алеева рассказала, как однажды в их службу обратилась 15-летняя девочка, которая неоднократно резала вены и на момент звонка была одна дома — снова с порезанными венами. В процессе разговора выяснилось, что девушка страдает половой несоответственностью — то есть, имея женское тело, ведет себя и одевается как мальчик — и из-за этого у нее не складываются взаимоотношения со сверстниками.

— Она постоянно повторяла, что ей страшно. Психолог начала с ней работать и убедила, что необходимо вызвать «скорую». Девочка сообщила свои координаты, и к ней выехали врачи. Психолог с ней разговаривала до того момента, пока девочку не погрузили в машину «скорой», — рассказала Алеева.

Анонимный телефон доверия для детей, подростков и их родителей существует порядка 5 лет. По данным на 1 апреля 2015 года, за этот период линия приняла порядка 4 800 тысяч звонков. В службе горячей линии работают дипломированные психологи, прошедшие специальное обучение.

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика