Обрести счастье... на чужих свадьбах

Свадебный декоратор Евгения Серякова рассказала, как создала свой бизнес и осталась на плаву, несмотря на кризис

Фото: Евгения Серякова // Из личного архива

Свадебный декоратор Евгения Серякова рассказала, как создала свой бизнес и осталась на плаву, несмотря на кризис.

[:rsame:]

Мы продолжаем рассказывать о людях, которые сумели сами себе придумать доходное занятие и не зависеть ни от работодателей, ни от биржи труда.

На этот раз пойдет речь о том, как сохранить букет невесты в холодильнике, во что можно превратить обычные свечки и зачем колдовать над бутылками шампанского. Обо всем этом рассказывает художница из Волгограда Евгения Серякова.

Первые поделки

По образованию 32-летняя Женя – учитель ИЗО. Увы, в школе молодой педагог не проработала ни дня, а тому, чем она занимается сейчас, в вузе совсем не учили.

– Мне с детства нравилось рисовать, потому я и поступила на факультет искусств, какое-то время была свободным художником – писала портреты на заказ, – рассказывает Евгения Серякова. – Потом стала наемным работником – занималась рекламным дизайном в крупной сотовой компании, аптечной сети. Но каждый раз понимала, что все это не мое – скучно сидеть весь день в офисе за стеклянной перегородкой и получать за это 10–15 тысяч.

Тогда Женя «пересела» в декрет, и вскоре после рождения сына у нее появилась идея будущего бизнеса.

– Нужны были деньги, а чем может заняться молодая мама дома? Я решила начать делать что-то руками, – говорит Евгения. – Подумывала даже мыло варить, а потом в интернете наткнулась на фотографии красивых свадебных свечек. Это т.н. комплект «семейный очаг», который зажигают родители жениха и невесты и сами молодожены. Купила на 200 рублей свечей, цветных мелков, формочек и сделала свои первые произведения.

Со временем художница увлеклась еще больше:

[:image:]

– Потом стала оформлять свадебные бокалы, украшать летние зонты для невест, даже подвязки им шила – в общем, меня захватила тема свадебных аксессуаров. Я начала узнавать, что как делается: звонила уже опытным мастерам, представляясь невестой, хитростью разведывала у них технологию производства.

Первыми своими поделками девушка очень гордилась, а потом начала придумывать что-то свое, к примеру роспись под свадебное кружево

Летом 2010-го Женя создала в соцсети свою группу по свадебным аксессуарам, куда выложила фотографии своих домашних заготовок.

– На первом же заказе я заработала 5 тысяч рублей – это был комплект из 4 бокалов, две бутылки шампанского и сундучок для денег. Чистый доход за первые два месяца составил больше 30 тысяч рублей. При этом на первоначальную раскрутку в соцсетях я потратила копейки – около 1000 рублей. Потом продвигала сама – подчас просто жестко спамила все профильные сообщества своими работами.

[:rsame:]

Триумфальная арка

Кустарный бизнес начался с мелочей, но клиенты все чаще просили художницу заняться масштабным декором «под ключ».

– Меня просили украсить свадебное авто, оформить банкетный зал, фотозону для жениха и невесты... Я начала изучать это дело: прослушала кучу бесплатных вебинаров в сети, снова обзванивала коллег, в остальном образование и фантазия помогли.

Первые же эскизы по декору свадебных залов понравились клиентам. Но для воплощения красивых картинок пришлось всерьез потрудиться.

– Я всю работу делала сама – ездила закупаться по оптовым базам, ночами гладила драпировочные ткани, сшила около сотни чехлов на стулья – я до сих пор их использую, – рассказывает Серякова. – Перевозил все это мой муж на своей машине. Обычно мы приезжали украшать зал в ночь перед свадьбой. В день праздника тоже надо подъехать – убедиться, что все в порядке, сделать фото для портфолио.

Женя также сказала об одной из главных напастей для оформителей.

– Нужно еще проследить, чтобы гости не растащили реквизит: это мелкое воровство – беда всех декораторов. Все норовят взять что-то на память – от персонала ресторана до гостей. Как-то мы приехали наутро после свадьбы – весь наш декор исчез подчистую. Камеры видеонаблюдения показали, что присвоила его дальняя родственница молодоженов. Но они потом возместили убытки.

[:image:]

А некоторые брачующиеся требовали особых изысков. К примеру, расписные подушечки на стулья жениха и невесты – чтоб им мягче было сидеть.

– Для одного из первых заказов у меня попросили свадебную арку с цветочными стойками. Думала даже привезти ее из Москвы, но в итоге нашла местного кузнеца, который мне ее выковал за 8000 рублей. Она с первой же свадьбы окупилась, а в конце сезона я ее продала конкурентам за 5000.

Доходность декораторского бизнеса не так высока – около 40% уходит на расходные материалы и работу. Но 4–5 свадеб в месяц уже к 2012-му приносили около 50 тыс. рублей.

– В офисе я бы получала намного меньше, не имея времени для семьи. При этом рукоделием, свадебными аксессуарами я сама уже не занималась – привлекала помощников, – уточняет Евгения.

Она также сделала свой сайт за 10 тыс. рублей и сняла офис в центре города – маленькую комнатку за 4000 руб. Правда, всего на два месяца: каморка оказалась не нужна, основная работа все равно была на местах проведения торжеств и дома.

[:rsame:]

Букет из холодильника

Заказы поступали стабильно, Женя завела много знакомств в event-агентствах, участвовала в профильных выставках, по бартеру получала рекламу на местном ТВ. А в 2013-м бизнес дополнился новой услугой – флористикой.

– Клиенты просили оформлять букеты, я начала изучать этот вопрос – пересмотрела мастер-классы, походила по цветочным салонам, – рассказывает Женя. – Поначалу составляла простейшие букеты, цветы хранила в холодильнике.

Девушка также сказала, что она постоянно учится, чтобы больше знать и увеличивать сеть профессиональных контактов.

– В прошлом году прошла месячный курс обучения в профильной питерской студии за 6000 рублей, вошла в топ-10 из 200 учениц и дальнейшие вебинары проходила бесплатно. Получила знания и расширила знакомства.

Женя пока ни разу не пожалела о затраченных на профессию дизайнера усилиях:

[:image:]

– Флористика – хлопотное занятие, но она хорошо окупается. К примеру, букет на стол молодоженов можно продать за 8000 рублей при себестоимости в 3500. Маржа с цветочного оформления составляет от 30 до 60%. Правда, научившись всему с азов, сейчас я уже мало что делаю своими руками. В основном придумываю дизайн и отдаю на исполнение мастерам.

Начавшийся с 200 рублей бизнес приносил неплохую для провинции прибыль. Правда, кризис 2014-го немного повлиял на объемы.

– Сейчас людям главное – хотя бы накормить и развлечь гостей, не все хотят тратиться на профессиональный декор, тем более что многие рестораны предоставляют свое оформление, – рассказывает Серякова. – Хотя я и раньше не брала много заказов, но сейчас запросов явно меньше.

Последняя свадьба у Жени была в декабре.

– Это сезонный бизнес, в январе–феврале у нас всегда затишье. В это время свадебные декораторы переходят на витринистику – оформление магазинов, торговых центров. Сейчас я получаю такие заказы, в том числе уже как наемный работник.

В январе Женя решила устроиться в штат дружеского профильного агентства – на всякий случай. У нее уже есть и свои заказы на март–апрель, но мало ли что случится – вдруг брачующимся в условиях нынешней экономики станет совсем не до прикрас.

/бизнес-план

Помещение: не требуется

Расходы: основная их часть идет на материалы – ткани, фурнитуру, аксессуары, цветы – их стоимость составляет 30–40% от цены заказа.

Реклама: свой сайт в интернете – 10 тыс. рублей. Раскрутка в соцсетях – 1000 руб. Бесплатная реклама через партнеров по бартеру. Фотосъемка одной свадьбы для портфолио – 500–1000 рублей. При этом большая часть клиентов приходит через сарафанное радио.

Персонал: внештатные мастера привлекаются при высокой загрузке.

Доход: около 50% от стоимости каждого заказа.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика