14.10.2014

Кто виноват в кризисе "Трансаэро"?

Авиакомпания «Трансаэро» (вторая по пассажирским перевозкам в России) в последнее время все чаще оказывается на первых полосах периодических и интернет-изданий. Новости при этом не отличаются позитивом

Фото:

Авиакомпания «Трансаэро» (вторая по пассажирским перевозкам в России) в последнее время все чаще оказывается на первых полосах периодических и интернет-изданий. Новости при этом не отличаются позитивом: компания заявила об уходе из Шереметьево, за присутствие в котором еще недавно активно боролась, прекратила полеты из Москвы в Кишинев, Тяньцзинь, Рейкьявик и по ряду других направлений, планирует к Новому году поднять цены на авиабилеты на 10–15%. Эксперты говорят о грядущем кризисе в компании и критикуют ее попытки исправить свои промахи за счет налогоплательщиков.

О плачевном положении «Трансаэро» пишет, в частности, Regnum.ru. «Тревожных звоночков много, хотя паниковать пока рано. Из Шереметьево "Трансаэро" перевозила приличную часть своего пассажиропотока — около миллиона пассажиров в год», — рассказал изданию главный редактор портала Avia.ru, эксперт комитета по транспорту Госдумы Роман Гусаров.

Сворачивание бизнеса — следствие сложного финансового положения компании, чрезмерно отягощенной долгами, констатируют эксперты. Анализируя финансовое положение компании по итогам 2013 года, эксперт RMG Ксения Арутюнова отмечает, что соотношение чистого долга к EBITDA — 5,9 — у «Трансаэро» вдвое превышает комфортный уровень для любого бизнеса. Близкие показатели оказались у «ЮТэйр» и Air France — 5, но в то же время у «Аэрофлота» соотношение долг/EBITDA не превышает 3, а у Delta, Lufthansa и Ryanair — менее 2, указывает Арутюнова.

«Разные субъекты воздушного транспорта исповедуют разные бизнес-модели. В эти сложные времена бизнес-модель, которая предусматривает агрессивный рост, агрессивное повышение доли рынка, оказалась чревата почти неконтролируемым наращиванием внешнего долга», — цитирует Regnum директора компании «Инфомост» Бориса Рыбака.

Столкнувшись с падением на рынке перевозок и сложностями в рефинансировании долгов, «Трансаэро» попыталось использовать геополитическую конъюнктуру, запросив поддержку у государства. Так, в сентябре генеральный директор авиакомпании Ольга Плешакова направила в правительство письмо, в котором жаловалась на санкции со стороны Украины, пишет Lenta.ru. Закрытие украинского воздушного пространства госпожа Плешакова оценила в 3 млн долларов ежемесячно, и поэтому попросила... 10 млрд рублей в виде госгарантий и 1,5 млрд рублей в виде кредита от «Сбербанка. В конце гендиректор «Трансаэро» и вовсе пригрозила приостановкой деятельности компании, если ее просьбы не будут удовлетворены.

Подобная постановка вопроса, мягко говоря, удивила как правительство, так и экспертов авиаотрасли. Издание напоминает, что ограничения на полеты российских лайнеров над восточной частью Украины были введены еще в июле, после крушения малазийского Boeing. Чуть позже «Аэрофлот» и «Трансаэро» перестали осуществлять транзитные рейсы через территорию Украины, что, впрочем, по мнению аналитиков, едва ли сильно осложнило их финансовое положение с учетом общего объема перевозок. Да и «санкциями» это назвать сложно — летать над зоной боевых действий было запрещено по соображениям безопасности.

«Сейчас стало модно выставлять себя пострадавшим от западных санкций и обращаться к государству за компенсацией. На мой взгляд, государство должно решительно разбираться с такими любителями списывать свои финансовые проблемы на внешнеполитический кризис», — рассуждает Михаил Тульский, президент Исследовательского Центра «Политическая Аналитика».

По мнению Тульского, просьба «Трансаэро» выглядит неправомерно и даже нагло. В конце концов, «Трансаэро» изначально позиционировала себя как частная компания, не имела никакого отношения к государству, а теперь пытается переложить свои промахи на плечи налогоплательщиков, указывает он.

И действительно: в отличие от авиакомпаний с госучастием, которые организуют льготные перевозки по ряду направлений, «Трансаэро» не несет никакой подобной социальной нагрузки, которая бы позволяла рассчитывать на помощь государства в трудной ситуации. Да и объемы запрошенной помощи совсем не стыковались с ущербом от якобы «санкций», что представителям компании «Трансаэро» ясно дали понять в правительстве.

«В сентябре прошло совещание в Минтрансе, где замминистра финансов четко сказал, что финансовое состояние "Трансаэро" было проанализировано и что ущерб за облет территории и объем месячной выручки "Трансаэро" — несопоставимые величины, поэтому и Минфин считает, что "Трансаэро" справится с этими расходами самостоятельно», — заявила не так давно в своем интервью гендиректор авиаперевозчика.

После того, как в госпомощи «Трансаэро» было отказано, компания сменила риторику, утверждая, что ни в какой поддержке государства уже не нуждается. Однако эксперты всё равно довольно скептически смотрят на перспективы авиаперевозчика. «Непоследовательная политика компании приводит к наблюдаемым плачевным результатам. Странно видеть подобные "рыскания" в важнейших стратегических вопросах, имеющих непосредственное отношение ко всем сторонам деятельности "Трансаэро", — считает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. — Тем более настораживает такое поведение со стороны компании, которой ежедневно доверяют свои жизни тысячи пассажиров».

 

 

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика