Владимир Мукомель: Оставшийся у однополой семьи в США российский подросток – нечистое дело
Заведующий сектором Института социологии РАН Владимир Мукомель: «Я считаю, что отказ от программы FLEX — это серьёзная ошибка. По FLEX тысячи детей могли налаживать контакты со сверстниками в других странах»
Заведующий сектором Института социологии РАН Владимир Мукомель высказал мнение, что история с российским школьником, который якобы остался жить в однополой американской семье после завершения образовательной программы FLEX, — это единичный, «нечистый» и сомнительный случай, из-за которого не следует прекращать культурный обмен между РФ и США.
Россия на два года приостановила участие в образовательной программе Future Leaders Exchange («Взаимообмен будущими лидерами»), по которой российские школьники на год уезжали учиться в США. Отмечается, что проживать в американской семье по этой программе могут старшеклассники из Украины, Казахстана, Киргизии, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Туркмении, Армении и Азербайджана. Согласно правилам FLEX, подростки обязаны соблюдать нормы, установленные в принимающей семье, кроме того, они не должны употреблять алкоголь и наркотики, включая никотин, а также управлять транспортным средством. Организаторы особо оговаривают следующий момент: «Участники программы FLEX обязаны вернуться на родину по окончании программы в день, определенный Американскими советами. Американская виза, выданная участнику программы, не может быть исправлена или продлена после окончания участия в программе ни по каким причинам».
Причиной временного отказа России от участия в образовательной программе стало якобы как раз нарушение властями США правила по возвращению прибывших на обучение школьников. По некоторым данным, Москва планирует полностью выйти из FLEX.
В связи со скандалом вокруг FLEX Владимир Мукомель заявил: «Я считаю, что отказ от программы FLEX — это серьёзная ошибка. По FLEX тысячи детей могли налаживать контакты со сверстниками в других странах. Российские дети лучше понимали американцев, американцы понимали российских детей. Одно дело, когда ты знаешь страну "потенциального противника", когда ты понимаешь, что это такие же люди и они не являются вашими противниками. Второй момент — это расширение кругозора, это возможность иными глазами увидеть другие континенты, это знание языка и так далее».
[:image:]
2 октября уполномоченный по правам ребёнка в России Павел Астахов сообщил, что одним из поводов отказа от FLEX стал случай с мальчиком из обычной семьи, который по этой программе жил и учился в Мичигане: «Как оказалось, семья эта однополая, двое мужчин. Мальчик жил с ними, постепенно там возникли, — как бы это поаккуратнее сказать, — близкие дружеские отношения. Мужчины захотели оформить над ним опеку и оставить жить с ними, он согласился». Также Астахов рассказал, что около 15 российских детей не вернулись с культурных и туристических программ из США.
По мнению Владимира Мукомеля, российские дети отнюдь не часто соглашаются остаться в принимающей семье за границей: «Если вы сравните, сколько человек осталось по этой программе и сколько человек прошло через эту программу, то вы получите микроскопическую вероятность. И наверняка надо разбираться с каждым случаем и не судить сгоряча». Между прочим, за два десятилетия в программе FLEX поучаствовали восемь тысяч старшеклассников из РФ.
Насчёт пресловутого случая с юным россиянином в Мичигане наш собеседник сказал: «Мне очень сложно комментировать — я не знаю деталей. Но якобы оставшегося у однополой семьи в США российского подростка просто не могли туда направить — думаю, что здесь дело нечисто: по условиям программы это невозможно. Это же всё обговаривается. То есть с этим случаем надо разбираться отдельно».
Владимир Мукомель не исключил, что РФ откажется и от других образовательных программ вроде FLEX — и это будет абсолютно неразумно. При этом, уверен эксперт, ни о какой заботе о детях здесь и речи быть не может: «Если мы заботимся о детях, мы должны вкладывать деньги в их образование, в их развитие. А это тот самый случай, когда дети получали образование, притом что финансирование этой программы шло с американской стороны. Закрытие этой программы означает, что ещё один шаг к закрытию других миров для молодого поколения. Это опасно».