Как война на Украине расколола российских артистов

Российское культурное сообщество теперь живет в условиях, когда молчание – не просто золото, а золото, многократно выросшее в цене

Фото: PhotoXpress

Российское культурное сообщество теперь живет в условиях, когда молчание – не просто золото, а золото, многократно выросшее в цене.

Кто помалкивает на тему Украины, тот может выиграть в деньгах и в карьере. А вот с теми, кто молчать не может в силу внутреннего устройства, происходят пренеприятнейшие вещи. От изложения своих позиций деятели культуры перешли к ругани и даже к виртуальному сексу с оппонентами.

Технические неполадки

Из тех, кто поплыл «против течения», на прошлой неделе обсуждали писателя Людмилу Улицкую. Улицкая опубликовала в немецком «Шпигеле» статью, в которой призналась, что «моя страна находится в состоянии войны с культурой, ценностями гуманизма, свободой личности» и «больна агрессивным невежеством, национализмом и имперской манией величия». После этого пресс-конференцию Улицкой отменили из-за технических неполадок. Видимо, тех же самых, что и в «Макдоналдсах».

«Трусы, бздуны, кого испугались? Того, что русский писатель скажет про вас правду?» – более мягких слов Улицкая найти не смогла.

Популярный в молодежных кругах музыкант Noize MC (Иван Алексеев) на рок-фестивале Kubana толкнул речь: «Кто из вас был во Львове? Я там был – никакого нацизма нет. Следующая песня посвящается тем, кто испытывает неприязнь к людям только потому, что они другой национальности». После песни «Девочка-скинхед» у Ивана начались вполне реальные технические неполадки, завершившиеся отключением звука. Теперь КПРФ требует запретить Ивану выступать в России (в том числе за то, что во Львове он взял в руки флаг Украины), а он в ответ разродился произведением «Тоталитарный трепъ».

[:image:]

Но хитом прошлой недели, конечно, стал заочный диалог Андрея Макаревича с Эдуардом Лимоновым. Эдичка назвал оппонента «дурнем» и «оболтусом», а также бросился в рассуждения о феномене андропаузы. Макаревич в ответ сообщил, что «во дворе за такие слова морду били», и сделал Лимонову совсем уж непристойное предложение, которое, впрочем, способно доказать ошибочность версии писателя – по крайней мере в части андропаузы.

«Мама, мы все тяжело больны»

На другом фланге солируют вполне предсказуемые персонажи – от Никиты Михалкова до Надежды Бабкиной. Надежда Георгиевна, погрузившаяся сейчас в избирательную кампанию по выборам в Мосгордуму, отвлеклась от коммунальных забот и написала у себя в фейсбуке:

«Санкции нам не страшны! Они только сплачивают народ, потому что наша страна особенная, а Запад это, к счастью, не понимает и не учитывает. Я полностью разделяю решение Владимира Владимировича Путина о введении ответных санкций на ввоз продовольствия из стран, которые поддерживают политику Белого дома».

[:image:]

Актера Алексея Гуськова взволновал список из 500 деятелей культуры, которым может быть запрещен въезд на Украину. И он написал на своей странице все, что думает об этой инициативе, поскольку его отец похоронен на Байковом кладбище в Киеве. Правда, позже сообщение было удалено.

Рок-музыка тоже оказалась расколота по украинскому вопросу: Валерий Кипелов, Константин Кинчев, Александр Ф. Скляр обозначили свою позицию на минувшем фестивале «Нашествие». Все трое поддерживают российскую власть. Скляр и вовсе посвятил песню Виктора Цоя «Мама, мы все тяжело больны» «героическим защитникам Новороссии». Зато Глеб Самойлов (экс-«Агата Кристи»), наоборот, записал песню «Живой» «в поддержку Украины», за что пока совершенно никак не пострадал (но «патриотические силы» конечно же не должны оставить это без внимания).

[:image:]

«Не наносить оскорблений»

Пока самыми мудрыми (правда, и самыми расчетливыми) выглядят пацифисты. К ним сейчас относится и Юрий Шевчук, обычно костеривший власть на чем свет стоит. В этом году «Юра-музыкант» предпочитает пространные антивоенные лозунги типа «Нет войне» и «Мы братья».

Борис Гребенщиков выглядит мудрецом, заявляя в интервью Севе Новгородцеву: «Тот, кто ненавидит одних ради других, играет на руку дьяволу. Я молюсь, чтобы это кончилось». Разумнее всех высказался Вячеслав Бутусов: «Между Россией и Украиной разрастается волна неприязни. Это явление называется информационная война! Она страшнее, чем рукопашная, потому что между народами посеяли огромную ненависть и прорастать она будет еще долго, из поколения в поколение, в наших детях и внуках... Идет планомерное разжигание межнациональной розни и вражды – основы для войны. Всех здравомыслящих людей просим НЕ участвовать в провокационных обсуждениях, НЕ наносить оскорблений и НЕ отвечать на хамство! Уважайте друг друга».

[:image:]

Трудно уважать, когда хочется запрещать. Диана Арбенина на днях разродилась манифестом, из которого следует, что в России стали запрещать даже «Ночных снайперов», предварительно поместив солистку в некий список «врагов России». Артисты стараются выражаться в максимально сдержанных тонах, описывая, как они любят родину, и очень-очень-очень аккуратно намекая, что «из плюрализма мнений складывается свободное гражданское общество, какого заслуживает современная сильная и независимая Россия». О том же намекают своим властям и украинские исполнители, которых на родине записывают соответственно во «враги Украины».

Добавить вменяемости во всей этой невменяемой ситуации может и идея Иосифа Кобзона – устроить в Донецке концерт в День шахтера. Туда согласились поехать и Макаревич, и Noize MC, то есть донецкая сцена могла бы стать во всех смыслах объединяющей. Но что-то подсказывает, что идея так идеей и останется. Те, кто струнным и духовым инструментам предпочитает мелко- и крупнокалиберные, в этом никак не заинтересованы.

 

 

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика